Султанов. Суфий из «Завтра»

Шамиль Султанов

Шамиль Султанов

Теги:

0
16 Августа (10 Сафар)

Его книге об античном философе Плотине, вышедшей в разгар ельцинских «реформ», в 1996 году, в знаменитой молодогвардейской серии «Жизнь замечательных людей» (ЖЗЛ), было предпослано посвящение отцу, инвалиду Великой Отечественной войны, «до конца пронёсшему великую любовь к Жизни». И, как представляется, это очень знаковый момент. Шамиль Загитович Султанов (16 мая 1952 г. – 18 февраля 2022 г.) известен прежде всего как политолог и политик, но в его случае хрестоматийная метафора про видимую и подводную часть айсберга более чем применима. Особенно в том, обычно находящемся вне фокуса внимания смысле этой метафоры, что айсберг может растаять в окружающей его воде, что его, приложив некоторые усилия, можно разбить или расколоть, но вот утопить невозможно, поскольку это несовместимо с его природными свойствами, его внутренней сущностью. Шамиль Султанов был человеком страстным, увлекающимся, не застрахованным ни от сомнений, ни от ошибок, ни от неудач, но вряд ли кто-то сможет сказать, что видел его подавленным или сломленным. Всегда он был сгустком энергии, равно готовым и к трудам, и к бою, и к молитве, которые, собственно, и составляли так любимую им стихию жизни.

«Его познания были безграничны – от дионисийских таинств, премудростей Аристотеля и Платона до авангардных политологических концепций и ультрасовременных философских учений. И, конечно, Коран, его заветная книга, его путеводитель», – писал о Шамиле Султанове Александр Проханов. «В моей памяти он останется очень ярким, активным представителем исламского возрождения 1990-х – начала 2000-х в России» – это слова первого заместителя председателя Духовного управления мусульман России Дамира Мухетдинова. «Никто в таком объёме не имел об исламе столько информации», – утверждал Владимир Овчинский. Причём эта информация основывалась на постоянном личном взаимодействии не только с внутрироссийскими, постсоветскими или зарубежными инсайдерскими источниками по всему мусульманскому миру – интересы и контакты Шамиля Султанова по времени и пространству не ограничивались пределами уммы, а его следование исламским традициям носило не радикально-политизированный или, напротив, консервативный до закостенелости характер, но живой, откликающийся на все тенденции современности, не только в её линейном или циклическом, но и метафизическом, магическом аспекте, как и положено последователю суфизма. Впрочем, эта внутренняя и весьма напряжённая духовная активность, внешними проявлениями которой можно считать уже упомянутую выше книгу о Плотине или вышедшую в 2007 году в той же серии ЖЗЛ написанную в соавторстве с братом Камилем книгу об Омаре Хайяме, всё-таки в целом относилась к подводной части айсберга.

Уроженец узбекского Андижана, Шамиль Султанов в 1971 году (согласно некоторым источникам, получив среднее специальное образование в сельскохозяйственном техникуме) поступил на факультет журналистики МГИМО, после окончания которого был принят на работу в лабораторию системного анализа своей alma mater, а в 1981 году там же успешно защитил диссертацию по теме «Критический анализ буржуазных концепций принятия внешнеполитических решений» на соискание учёной степени кандидата исторических наук. В 1989–1990 годах был заместителем заведующего отделом в Институте внешнеэкономических связей МГИМО, а с 1991-го стал членом редколлегии газеты «День», после разгрома и закрытия которой в «чёрном октябре» 1993-го до середины 1997-го являлся заместителем главного редактора газеты «Завтра». Он стал одним из создателей рубрики «Табло», подача материалов в которой предвосхищала нынешнюю практику мессенджеров и социальных сетей. Был непримиримым противником западного либерал-глобализма и ельцинизма как его российской версии. С 1995 года входил в общенациональный совет Союза народов России, в 2003–2004 годы был сопредседателем Партии российских регионов, в 2003–2007 годы – депутатом Госдумы IV созыва от блока «Родина», возглавлял созданный им Центр стратегических исследований «Россия – Исламский мир: стратегический диалог», был участником Изборского клуба с момента его основания. Неизменно критически – и в допутинский, и в путинский период – относился к деятельности и перспективам Российской Федерации, указывая прежде всего на глубинное противоречие между конституционно закреплённым федеративным государственно-политическим устройством её и тем фактом, что «в контексте экономических реалий, и прежде всего требований обеспечения экономической безопасности, Россия, безусловно, унитарное государство, причём жёстко унитарное», а это требует высокого уровня социально-политического потенциала власти, в свою очередь несовместимого с принципами представительной демократии.

Шамиль Султанов исходил из того, что ключевое, решающее значение для судеб государств и народов имеют не вожди и народ, а особым образом объединённые и организованные элиты – и приводил в пример послевоенный СССР. «В советском народе в результате Великой Отечественной сформировалось новое ядро, объективно ориентированное на будущее, – важнейшая ключевая социальная группа – несколько миллионов пассионарных людей, способных к креативному, в том числе и технологическому, мышлению, умеющих обращаться со сложной техникой, способных принимать критически важные решения в условиях дефицита времени». Такой внутренний, духовный аристократизм определял не только всю деятельность Шамиля Султанова, который ушёл из жизни (оторвался тромб) буквально за несколько дней до начала Специальной военной операции, реалии и последствия которой, как позитивные, так и проблемные, он хорошо осознавал, а потому не верил, что Россия всё-таки решится на такой конфликт с коллективным Западом – конфликт, в котором сам он видел единственно возможный путь к спасению и возрождению нашей многонациональной и многорегиональной страны как единого субъекта человеческой цивилизации и мировой истории в целом.

Владимир Винников (газета «Завтра»)

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика