17 лет назад, в 2007 году, в Казани впервые прошли Дни культуры Саудовской Аравии. Тогда мероприятие включало в себя выставки, показ национальных свадебных нарядов, фольклорный концерт, документальные фильмы об обычаях и традициях народов, проживающих в Королевстве Саудовская Аравия. Тогда для татарстанского зрителя это было настоящим откровением и чем-то новым, своеобразным открытием другой Саудовской Аравии, ведь многие знают о Королевстве только с точки зрения паломничества. И в рамках юбилейного, XX Казанского международного кинофестиваля зритель вновь получил возможность прикоснуться к культуре Саудовской Аравии и ознакомиться с последними достижениями в сфере кинематографии. А стало это реальным в рамках Дня кино Королевства Саудовской Аравии.
Если быть честными, то кино в КСА находится на заре зарождения. Это связано и с тем, что с 1983 по 2018 года кинотеатры в стране были запрещены, а производство фильмов с конца 1970-х годов и вовсе было фактически «заморожено», поскольку многие кинокартины признавались противоречащими исламу. Сегодня ситуация серьезно изменилась: мы наблюдаем возрождение кинематографа, проведение масштабных международных кинофестивалей (среди них, пожалуй, самый известный – Саудовский кинофестиваль), а местные режиссеры активно участвуют в кинофестивалях арабских стран.
Казань же в рамках кинофестиваля «Алтын минбар» посетила обширная делегация, состоящая из режиссеров и сценаристов представленных картин. Среди них – писатель, сценарист Мухаммед Аль-Башир, режиссер и сценарист Хусейн аль-Мутлак, режиссер Мухаммед аль-Салман, режиссер Абдул-Азиз Ашляхи, директор Саудовского кинофестиваля Хания Ахмед и продюсер картин Али. Стоит отметить, что саудовское кино абсолютно другое. Это про мысли, про внутренние переживания и метания героя, про отсылки к именитым поэтам и философам. Это Восток, зачастую непонятный и неприятный западному зрителю и тому, кто не искушён этой культурой.
День саудовского кино открылся с необычной по сюжету и его исполнению картиной «Песнь ворона» режиссера Мохаммеда Альсальмана. Картина рассказывает о человеке, у которого ошибочно диагностировали опухоль головного мозга после того, как у него начались галлюцинации. Фильм «Песнь ворона» – это достаточно экзистенциальный, сюрреалистичный фильм. Здесь минимум действий, но от этого он не перестает быть ярким и насыщенным.
У главного героя Насера опухоль в голове, и не всегда понятно, где происходящие на экране события – реальность, а где – его сон. Работает он в отеле «Голубь», где в один день появляется девушка, облачённая в белое. Насер сразу теряет голову, но не решает заговорить с незнакомкой. А она всего лишь просит проводить её в определённую комнату и оставляет в ящике письменного стола в сборнике стихов недавно покончившего с собой поэта письмо. И только в самом конце мы узнаём, что этот самый погибший поэт – её возлюбленный, которого она покинула, а письмо – её запоздалое извинение перед его отцом...
Чем ближе к концу, тем яростней и кровожадней разворачиваются события. В этом номере, куда ходила девушка и где покончил с собой молодой поэт, теперь проживает его убитый горем отец. И когда он получает адресованное ему письмо, то буквально впадает в ярость. И тут к нему заходит та самая девушка в белом... Насер не успевает пересечься с ней, и это оборачивается трагедией – старик жестоко расправляется с виновницей смерти его сына... Казалось бы, сын отомщён, но это не приносит мстителю покоя; главный герой так и не успевает признаться в своих чувствах; девушка мертва, а старик – за решёткой. Именно он и оказывается тем самым Вороном-убийцей, о котором ходили легенды... По степени обстоятельств и Насер в попытках стать поэтом и романтиком получает кличку «ворон»... И всё это перемежается философскими измышлениями главного героя о традиционализме и модернизме, трансформации современного саудоийского общества, его попытками стать романтическим поэтом и написать своё первое стихотворное произведение, «напутствиями» друга, желающего сделать Насера известным и самому разбогатеть, беседами с врачом о необходимости операции по удалению опухоли и даже похоронами молодого поэта-самоубийцы…
По словам самого режиссера, причиной создания такой необычной картины стала высокая заинтересованность в истории Саудовской Аравии, в истории её власти, желании, понять и показать, что происходит в Королевстве, начиная с 2000-ых годов, когда молодёжь старается ассимилироваться внутри общества и найти своё место в нём. Прежде чем приступить к съёмкам, Альсальман пересмотрел множество фильмов, которые и вдохновили его поднять проблему положения человека в обществе и то, как его сознание меняется под тем давлением, которое это общество оказывает, продемонстрировать, какие выходы этот человек может найти. Ведь, по мнению режиссёра, всегда есть выход из любой ситуации, иногда и в таком эскапизме.
В картине «Песнь ворона» всё выдумано, однако те образы и сцены, которые можно было увидеть с экрана, Мохаммед Альсальман брал из тех книг, которые очень долго и детально изучал.
«Мне нравится исследовать различные темы, которые не от мира сего. Я попытался вложить в фильм прототипы тех людей, с которыми дружу, с кем учился. Чувство, которое меня влекло к созданию фильма, – любопытство, насколько широко человеческое сознание. В этой картине есть много магических элементов, которые могут нести в себе некий поэтический смысл. Но такую важную задачу в осмыслении элементов магического реализма и понимания сути показанного на экране я оставляю на своих зрителей. Конечно, я понимаю, что эта работа не предназначена для широкой публики, но уверен, здесь, в Казани, есть ценители, которые могут найти в этом собственный смысл», – отметил Мохаммед Альсальман.
Ещё одной саудовской кинокартиной, представленной на суд казанского кинозрителя стала работа Абдулазиза Альшлахея «Тамбурин возмездия». Фильм рассказывает историю любви между дочерью свадебного певца из бедного района и сыном фехтовальщика. Естественно, такой союз невозможен и встречает негатив со стороны дяди юноши, который видит для своего племянника другую жизнь и настаивает, чтобы тот стал палачом и оправдал доверие родни.
Однако и с главной героиней не всё так просто: её «любовь» к парню имеет свои корыстные мотивы. Речь идёт о том, что вследствие неудачных стечений обстоятельств её кузен оказался в тюрьме в ожидании смертного приговора, поскольку в приступе гнева убил другого человека. Семья погибшего требует смерть за смерть, но готова отпустить убийцу, если его семья сможет заплатить назначенный выкуп. Именно поэтому и мать главной героини, и с течением времени она сама играют на свадьбах, подвергая себя и своих близких опасности быть арестованными.
Поначалу главный герой верить в искренность намерений девушки, но одна маленькая деталь (подаренные ею духи) открывают ему глаза на её «чувства». Тогда юноша принимает предложение дяди и готовиться стать палачом. Именно кузен должен стать его первой жертвой. Девушка в истерике звонит бывшему возлюбленному и просит жениться на ней, но принести выкуп в эту же ночь, т.к. уже на рассвете убийцу казнят. Главный герой тяжело справляется с ситуацией и принимает единственно верное для него решение: он выплачивает компенсацию и лишь отправляет бывшей возлюбленной, а ныне замужней женщине письмо с поздравлениями, которое гласит: «Если ты не можешь быть с тем, кого любишь, позволь ему быть с тем, кого любит он».
Как рассказал сам режиссёр картины, это его второй полнометражный фильм. Здесь, пожалуй, отражены все проблемы, которые есть у людей, и найти какие-либо решения насущных вопросов.
«Я режиссёр-самоучка. С малых лет был профессиональным зрителем, наблюдал, как создаются фильмы. Режиссуру я начал изучать сам, поскольку хотел постичь мир кино, мир искусства. Первый фильм мой – „Нулевая дистанция“, куда я вложил весь опыт, накопленный годами», – поделился Абдулазиз Альшлахей.
Саудовский режиссёр уже успел принять участие в кинофестивалях в Каире, Мараккеше, в европейских странах, а вот в Казани оказался первый раз.
«Приятно удивлён местной архитектурой, открытостью и добротой людей. Впервые вижу такую публику, которая сидит вместе со мной и смотрит мой фильм. Мне нравится такая интеракция и способ смотрения картины, так я чувствую себя частью всей этой зрительской массы», – добавил Альшлахей.
Продолжился День кино КСА альманахом короткометражных фильмов. Пожалуй, самым неоднозначной здесь стала работа Хуссайна Альмутлака «Зубарджат». В переводе с арабского название звучит как «Хризолит» – тот камень, который нравится отцу главного героя. Картина рассказывает о возвращении студента домой, к родителям. Отец сильно болен и иногда теряется в реальности происходящего, а сам юноша решает бросить учёбу. История, которых, казалось бы, много как на экране, так и в жизни. Но кульминацией сюжета становятся последние минуты, когда сосед зовёт на личный разговор главного героя. Зрителю остаётся лишь гадать, о чём беседовали мужчины, поскольку сам процесс разговора остаётся неслышным. Мы видим только последствия этой беседы – юноша приходит домой и принимает решение покинуть родные стены, а на вопрос матери о состоявшемся разговоре говорит, что не виделся с соседом…
«Мы делали акцент не на логике происходящего, а на том, какие чувства картина вызывает у зрителя. Был выбор сделать повествование ясным и логичным, но тогда фильм бы не запал в душу и не вызвал бы такую реакцию. Фильм опирается только на эмоциональность и чувствительность зрителя. И только за вами остаётся решение о предмете разговора двух людей», – резюмирует Альмутлак.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: