Между манускриптами Марджани и цифровизацией: в Казани проходит симпозиум педагогов-мусульман

С 22 по 25 октября в Казани проходит II Всероссийский симпозиум с международным участием «Традиции и инновации в мусульманском образовании России», организатором которого выступил Российский исламский институт в сотрудничестве с Духовным управлением мусульман Республики Татарстан и при поддержке Фонда исламской культуры, науки и образования. В мероприятии принимают участие преподаватели примечетских курсов и медресе, исламских университетов и академий из регионов России, а также стран ближнего зарубежья и стран арабского Востока. Участниками площадки для обсуждения современных проблем мусульманского образования стали более 150 преподавателей медресе и исламских вузов Татарстана, а также почетные гости.

Сегодня состоялось торжественное открытие форума преподавателей мусульманских образовательных организаций (средние и высшие религиозные образовательные учреждения). В рамках пленарного заседания директор Совета по исламскому образованию, ректор Российского исламского института и Казанского исламского университета Рафик Мухаметшин напомнил, что исламские учебные заведения Казани готовят специалистов не только для республики, но практически для всей Центральной России.

В свою очередь муфтий Татарстана Камиль Самигуллин в своем приветственном слове обратил внимание коллег на деятельность богословов Поволжья, которые и формировали, по сути, модель традиционного ислама у татар. «Ханафитский мазхаб в фикхе, матуридитская школа в акыде и тасаввуф, соответствующий шариату, — это модель традиционного ислама для татар, который исповедовали и распространяли татарские ученые-богословы до революции 1917 года. Если мы обратим внимание на систему преподавания в татарских дореволюционных медресе, то увидим, что шакирды изучали от 26 до 137 книг, среди них — „ʼАкаид ан-Насафия“ („Догматы“) Наджмуддина ан-Насафи и комментарии к нему, „аль-ʼАкыда аль-ʼАдудия“ с комментарием Джалялюддина ад-Давани, известный как „Шарх Мула Джаляль“, книга Шихаббуддина Марджани „аль-Хикма аль-балига аль-джания фи шарх аль-ʼакаид аль-ханафия“. Акыйду же изучали по комментариям таких татарских богословов, как Марджани и Кусави, то есть придерживались традиционной позиции ахлю ас-Сунна ва-ль-Джамаа. Это и есть путь, по которому нам стоит идти дальше, если хотим среди молодежи видеть новых Баруди и Марджани», — пояснил председатель ДУМ.

С приветствием в адрес участников обратился и начальник управления по взаимодействию с религиозными объединениями Департамента Раиса Республики Татарстан по вопросам внутренней политики Альберт Дирзизов. В частности, он отметил, что у представителей традиционных для России религий много точек соприкосновения. Среди них — сохранение традиционных устоев, популяризация многовекового наследия, осмысление текущего положения общества. «Все это созвучно с тем задачами, которые стоят перед религиозным образованием в целом. На сегодня есть все необходимые для получения образования условия, постоянно развивается инфраструктура, совершенствуется методическая база. Но мы нуждаемся в пополнении рядов обучающихся таких учреждений, чтобы покрыть потребности приходов в религиозных деятелях. Согласно статистике, сегодня не хватает более 100 имамов и 44 настоятелей православных храмов», — поделился Дирзизов, призвав переосмыслить и повысить престиж духовного образования. По мнению спикера, этот момент принципиально важен, поскольку религиозные деятели выполняют важные социально значимые функции. «Отдельное внимание здесь стоит уделить психологической подготовке религиозных деятелей, попытаться найти компромисс между материалистическими теориями психологии и учениями о душе. Это связано с активной деятельностью блогеров и инфоцыган, которые проповедуют свои ценности, далеки от исламских», — резюмировал госслужащий.

Заместитель директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Алексей Петров подчеркнул, что за последние несколько лет Фонд по распоряжению Министерства науки и высшего образования РФ увеличил количество мероприятий, направленных на дальнейшее развитие и поддержку исламского образования, а также круглых столов, конференций и семинаров, приуроченных к 80-летию со Дня Победы в Великой Отечественной войне и Году защитника Отечества. «Отдельно хочется отметить Российский исламский институт, по праву являющийся одним из лидеров исламского образования в России. Его выпускники работают по разным направлениям: медиакоммуникации, лингвистика, теология, просветительская и религиозная деятельность», — подчеркнул Петров, также отметив тесное международное сотрудничество в области образования, что говорит о высоком уровне российских исламских учебных заведений.

С приветствием в адрес преподавателей обратились также заместитель министра образования и науки Республики Татарстан Минзалия Закирова и первый заместитель Председателя Национального совета Всемирного конгресса татар — руководитель Исполнительного комитета Всемирного конгресса татар Данис Шакиров.

В рамках пленарного заседания также выступили иностранные коллеги. Так, доктор филологических наук из Королевства Саудовская Аравия Салех Абдулла Аль-Шасри в своем докладе остановился на современных средствах развития языковых навыков, подчеркнув, что любой язык должен изучаться комплексно.

В свою очередь профессор Университета гуманитарных наук имени Мухаммада бен Зайеда, доктор исламских наук Мухаммад Нух Куда обратил внимание на важность сбалансированного подхода к традициям и инновациям в исламском образовании. Как отметил шейх, религия ислам не делит людей по крови, цвету, роду, нации. «Наша религия призывает к уважению женщины и предоставлению ей всех прав, одинаково относится ко всем, призывает к уважению и добрососедству. Это и есть твердыня ислама, то, что идет испокон веков. Но, будучи людьми современными, мы призываем к использованию всех имеющихся сегодня средств для доведения до других этих ценностей», — подытожил спикер.

Работа симпозиума продолжится завтра в рамках конференций «Теология на страже традиционных духовно-нравственных ценностей, культуры и исторической памяти», «Актуальные вопросы филологии в контексте сохранения традиционных духовно-нравственных ценностей» и «Медиаграмотность — 2025».

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Реклама

Яндекс.Метрика