«На прошедшем Астанинском экономическом форуме все обсуждали, как спасти доллар. Не заменить его, а спасти. Однако эта система давно себя изжила, и Казахстан сейчас может предложить совершенно иную модель организации финансово-валютной системы. Сначала для исламского сообщества, а потом и всего мира», – говорит генеральный директор инвестиционно-финансовой компании «Аш-Шамс Капитал» Адалет Джабиев, который стал известен благодаря созданию первого и единственного в России исламского банка «Бадр-Форте Банк».
В России, в отличие от Казахстана, нет действующего законодательства, которое узаконило бы использование специфических исламских финансовых инструментов. И, тем не менее, банку удалось заниматься сопровождением экспортно-импортных операций. «Мы смогли занять нишу обслуживания международного торгово-экономического сотрудничества», в одном из интервью отметил Адалет Джабиев. Доктор технических наук и финансист считает, что у Казахстана есть уникальный шанс – не только привлечь огромные инвестиции с Ближнего Востока, но и стать катализатором интеграционных процессов во всем регионе. А это полтора миллиарда человек нового ближневосточного рынка.
«Отсутствие единого экономического пространства в иных регионах исламского мира является серьезным препятствием для его развития, – говорит Адалет Джабиев. – Межисламская торговля мизерная потому, что страны мало работали над интеграцией. И поэтому у Казахстана сейчас есть возможность предложить иную модель международной финансовой архитектуры, валютно-финансовой системы – через призму справедливости и равенства. Тем более у страны уже есть опыт создания единого Таможенного союза и единого экономического пространства. Новая модель поможет по-новому осмыслить роль денег, механизм движения капитала и деятельности эмиссионных центров и центральных банков. Все это должно быть иначе – справедливо и нравственно.
Я предложил идею и хотел бы найти отклик среди интеллектуальной элиты Казахстана. Я считаю, что в этом году безотлагательно нужно провести Астанинскую конференцию под названием „Астанинский консенсус“. Это будет аналог Бреттон-Вудской конференции (которая проходила с 1 по 22 июля 1944 года для урегулирования международных валютных и финансовых отношений после Второй мировой войны – прим. Я.Н.), но с иными целями и задачами. На этой конференции нужно обсудить подходы к формированию иной международной валютно-финансовой системы. Прежде всего, для исламского мира. Единая валюта, единый центральный банк, единое экономическое пространство. Но используя иной подход, не повторяя тот же механизм, который есть сегодня».
– Адалет Нуриевич, а что именно подразумевается под «иным образом»?
– Президент Нурсултан Назарбаев в своем выступлении на экономическом форуме поставил вопрос шире и глубже: он сказал, ваша система несправедлива и недемократична. Вся концепция демократии – подотчетность. А нынешняя мировая финансовая система неподотчетна никому – и потому недемократична. Исламская же экономическая модель обеспечивает справедливость экономических отношений, она как раз проповедует подотчетность: между членами общины, гражданином и обществом, гражданином и государством, государством и гражданином. Это истинная гармония, которая лежит в основе процветания любой нации.
Пока государственные структуры во всем мире не знают, как регулировать финансовые рынки. Кроме некоторых коррекций, в остальном они не могут это делать. Они не могут запретить создавать пузыри инвестиционным банкам, не контролируют создание производных инструментов и биржевой рынок. То есть все меры типа разделения функций банков носят косметический характер. Об этом говорят уже четвертый год, но принимают какие-то «косметические меры», которые так и не обеспечивают контроля игроков финансового рынка, «отцов-архитекторов» этих рынков.
Все предлагаемые сейчас механизмы оставляют возможность бесконтрольно печатать деньги. И даже если речь идет о юане… Юань – это валюта страны, являющейся спарринг-партнером Америки. И она в какой-то момент может их печатать, исходя из интересов китайской экономики. Кроме того, страна сформировала свои резервы в той же валюте, которая обесценилась – это три триллиона долларов. И получается, Китай делает все, чтобы обеспечить подпорку доллару. Он заинтересован в том, чтобы бумажек было больше и Америка была платежеспособна.
– Это один из ключевых тезисов исламского финансирования – запрет на спекуляции и «раздувание пузырей»…
– Да, исламская правовая мысль структурировалась в форме постулатной базы и прописанных правил. Это не просто «не делайте, потому что нехорошо». Это доктрина, над которой проработана отдельная политэкономия и которая иначе трактует форму денег, принципы распределения материальных благ и т.д. В исламе деньги не могут быть товаром. А в нынешней системе деньгами можно торговать, я даже не говорю о ростовщичестве.
Лауреаты нобелевской премии и все крупные экономисты сами признавались, что та денежная масса, которую ФРС пустила в экономику, туда не пошла. Она залатала дыры дружественных финансовых учреждений, обеспечила большие бонусы руководителям. Все деньги попали на фондовый рынок, а не в реальный сектор. Исламская политэкономия ставит запрет – этого нельзя делать. Плюс за всем следит шариатский совет – ученые, чтобы директора не поддавались соблазну и не искали лазеек.
– Как Вы оцениваете развитие исламского банкинга в Казахстане?
– Я доволен тем, как развивается исламский банкинг в Казахстане. Это огромная радость, что в Казахстане есть закон – развитие исламских финансов без законодательства невозможно, все носило бы чисто гипотетический характер. А с какой скоростью индустрия будет расти – это второй вопрос.
В России это пока «глас, вопиющий в пустыне». Нет понимания ни с точки зрения экономики, ни с точки зрения диверсификации географии инвестиций, ни с точки зрения соблюдения прав человека. Человек имеет право получать услуги сообразно своей религиозной идентичности, в конце концов. Разве можно оторвать человека от его ментальности?
В Казахстане очень благоприятная ситуация, потому что есть лидер, который не нуждается в подсказке. А в России национальные интересы надо лоббировать.
Любая бюрократия не любит новые веяния, она направлена на то, чтобы сохранить саму себя, и все новое для нее – риск неудачного эксперимента. Наверняка и в Казахстане найдутся такие, которые будут говорить – еще рано, время не наступило. Но уже есть закон. И законопослушные бюрократы-чиновники обязаны создавать нормативную правовую базу, которая будет обеспечивать реализацию закона.
Я бы обратил наше с вами внимание на то, чтобы мы объединились вокруг усилий президента Казахстана по переформатированию существующей мировой финансовой системы.
Многие лидеры умалчивали данный факт (потому что сами являются продуктом этой системы либо из соображений политкорректности), и никто не решался сказать, что король-то голый. И только президент Назарбаев сказал, что вы создали незаконную, недемократичную финансовую систему. И мне представляется, что интеллектуальная элита Казахстана должна сконцентрироваться вокруг президента и показать свою способность быть носителем глобальной стратегии. И продемонстрировать, что она может быть одной из центральных элит, а не периферийных. И от этого зависит объем исламской финансовой индустрии.
– А почему Вы все-таки решились создать исламский банк в России?
– Вы знаете, наверное, порой происходят уникальные события благодаря тому, что отдельные личности принимают решение идти вопреки. Великий физик Мандельштам назвал это «геном беспокойства ученого» – человек пытается понять, что происходит. В исламский банкинг я пришел из «обычной» финансовой системы, в поисках путей формирования благоприятной среды жизнедеятельности. Бизнесмену нужно обоснование своей деятельности: или миссия, или зарабатываете, и тогда вы задаете вопрос – «Зачем зарабатываю? Чему служит богатство?»
– А сейчас в России по-прежнему есть те, кто хотят продолжать начатое Вами?
– Конечно. И думаю, потому что я начал действовать «вопреки». Это как брошенный в воду камень, от которого по воде пошли круги.
Ярослава Науменко, газета
«Капитал»
Ответить
Вот пример Мусульманина! Имеет Знания, трудится в соответствии с ними, разъясняет то, что знает по Воле АЛЛАХА и проявляет Сабр! АЛЛАХ Милостивый непременно приведет его к Успеху, иншаАЛЛА! Пусть АЛЛАХ укрепит твои стопы, Брат Адалет! А Назарбаев - наш предводитель-мусульманин и не только в Казахстане! И он найдет мусульман как надежную опору в его начинаниях, иншаАЛЛА! Пусть АЛЛАХ даст Прямой Путь правителям Мусульманам! Благо Правителей коснется многих и награда у Всевышнего для них будет Высокой, иншаАЛЛА!
Ответить
Вот пример Мусульманина! Имеет Знания, трудится в соответствии с ними, разъясняет то, что знает по Воле АЛЛАХА и проявляет Сабр! АЛЛАХ Милостивый непременно приведет его к Успеху, иншаАЛЛА! Пусть АЛЛАХ укрепит твои стопы, Брат Адалет! А Назарбаев - наш предводитель-мусульманин и не только в Казахстане! И он найдет мусульман как надежную опору в его начинаниях, иншаАЛЛА! Пусть АЛЛАХ даст Прямой Путь правителям Мусульманам! Благо Правителей коснется многих и награда у Всевышнего для них будет Высокой, иншаАЛЛА!