В минувший уик-энд министерство образования Греции объявило, что его бюджет на 2013 год заложены средства на строительство первой действующей мечети в Афинах.
Строго говоря, в Афинах уже есть мечети, причем не одна, однако все они были построены в оттоманскую эпоху, признаны памятниками архитектуру и по закону не могут использоваться для молитвы.
Греческие СМИ указывают, что эти фонды начнут осваиваться уже в третьем и четвертом кварталах текущего года. Это свидетельствует о преодолении последних барьеров, на пути к созданию в греческой столице полноценного места поклонения для мусульман.
Предложения построить новую мечеть в Афинах звучат с…1890 г. Вновь об этом активно заговорили в 70-е, когда Греция пережила наплыв имммигрантов с Ближнего Востока. За последние 40 лет по данному вопросу рассматривалось несколько предложений, в том числе и рамках политических споров Греции со своим ближайшим мусульманским соседом – Турцией. Последний раз вопрос о новой мечети стоял в преддверии Олимпиады 2004 года. Закон, принятый в 2011 году, предусматривает строительство места “подходящего для мусульманских богослужений”, однако при этом, помимо прочих согласований, необходимо получить добро православного архиепископа Пирея Ожидается, что оно будет получено в ближайшие дни, ведь средства на мечеть уже выделены.
Новая мечеть, рассчитанная по проекту на 35 тыс. молящихся в значительной степени символический жест со стороны государства и общества, являющегося по Конституции “преимущественно греко-православным”. Тем не менее, в современных Афинах резко растет мусульманское население за счет иммигрантов с Ближнего Востока, Северной Африки и Балкан. Не имея полноценного места поклонения, мусульманам приходится собираться для молитвы в неприспособленных под это помещениях-складах и т.п. Это весьма опасно в случае землетрясения или в другой чрезвычайной ситуации, поскольку в таких строениях отсутствуют возможности эвакуации большого количества людей. Кроме того, имели место преследования в отношении владельцев коммерческой недвижимости, предоставлявших ее мусульманам для молитвы.
У Греции довольно сложные отношения с Исламом, что обусловлено многовековым османскими владычеством и последующими конфликтами с Турцией. Это консервативное, православно-христианское общество, сегодня еще и страдающее от тяжелых экономических проблем. Многим жителям Афин не нравится, что государство в тяжелых условиях кризиса собирается еще и тратить деньги налогоплательщиков на мечеть. Кроме того среди них есть опасение за размывание греческой культурной идентичности при одновременной поддержке иммигрантских не-христианских сообществ. Разумеется, присутствуют и традиционные для “православного” обывателя страхи, что мечеть станет “рассадником экстремизма”.
В течение многих лет Греческая Православная Церковь возражала против строительства мечети, утверждая, что основой национальной и культурной идентичности греков является христианство. Архиепископ Афинский дал согласие на строительство мечети в Афинах, однако церковь по прежнему возражает против строительства мечетей в других местах страны. Аргументы приводятся разные –удаленность от местопребывания мусульманских общин, то, что мечеть представит искаженный имидж страны приезжим (когда речь шла о строительстве мечети в аэропорту).Наконец, говорилось о принципе взаимности и требовании к арабским странам строить больше православных церквей для своего христианского населения.
Тем не менее, Греция в определенной мере покровительствовала исламской культуре, что было обусловлено Лозаннскими соглашениями 1929 года, по которым Турция и Греция обменивались между собой населением, христианским и мусульманским, соответственно. Небольшому количеству мусульманского населения было разрешено остаться в провинции Западная Фракия и вплоть до 2011 г. Греция вынужденно признавала здесь локальную юрисдикцию шариатских судов по семейным вопросам.
Пытаясь избежать привлечения Турции к проекту строительства мечети, греческое правительство проводило по этому вопросу консультации с бизнесменами и политиками арабских стран. Но сегодня появились новые страхи того, что привлечение арабов стимулирует приход “салафитского экстремизма в страну”. Пока не ясно и с участком земли для мечети-либо это будет место, выделенное по закону от 1890 г. для “египетской” мечети, либо иной участок, предоставленный уже в 1976 году по просьбе дипломатов из арабских стран. В обоих случаях мечети на них так и не были возведены из-за бюрократических проволочек и обструкции со стороны местного населения.
Aш-Шарк аль-Аусат
Ответить
Хорошая новость.Давно пора уже построить.
Ответить
Хорошая новость.Давно пора уже построить.