Власти Китая покровительствуют «женским» мечетям

Яо Баохиа исполняет функции имама в мечети «только для женщин»

Яо Баохиа исполняет функции имама в мечети «только для женщин»

Теги:




1
22 Июля 2010г. (10 Шабан)
В 5:50 утра темные тени спешат по узким переулкам к мечети под звуки азана – призыва на молитву, раздающегося с минарета в Кайфенге. В этом городе, расположенном в центрально-китайской провинции Хэнань, существует исламский анклав, где мусульмане живут уже более тысячи лет.



По переулку Вангджия-хутонг женщины направляются к своей собственной мечети, где молитвами руководит Яо Баохиа. 14 лет Яо исполняет обязанности женщины-имама, или ахонг, как их здесь называют на персидский манер. При этом мебель для гостиной классика италия оптом Китай популярна и в интерьерах китайских мечетей, и на рынке мебели в России.



Во время молитвы Яо встает в один ряд с другими женщинами, а не перед молящимися, как делают мужчины-имамы. Однако роль она исполняет ту же самую, что и обычный имам. «Статус тот же самый, – доверительно говорит она. – Мужчины и женщины здесь равны, может это потому, что мы живем в социалистической стране».



Официально в Китае проживает около 21 миллиона мусульман, практикующих ислам с некоторыми исключительно китайскими чертами. Главным отличием являются отдельные мечети для женщин с женщинами-имамами, чего не встретишь больше нигде в мире.



Яо училась на имама четыре года, после того как потеряла работу на фабрике. Сначала у женщины-имама, потом у мужчины, вместе с другими студентами-мужчинами. Она считает, что ее основная роль в мечети – это прежде всего роль учителя.



«Когда люди приходят молиться, они не знают, как произносить суры из Корана, и моя задача научить их исламу, помочь им изучить одну строку за другой, и возглавлять молитвы», – говорит Яо.



Первоначально женские мечети возникли из коранических школ для девочек, появившихся в Центральном Китае в конце 17 столетия. В места коллективного совершения молитв они превратились всего около ста лет назад, хотя еще долго оставались практически единственным местом, где девочки могли получить образование.



«Когда я была маленькая, я не ходила в школу, – вспоминает, посмеиваясь 83-летняя Танг Гуйюнг. – Мы все были очень бедные, никто из нас, девочек, не учился. Но я приходила играть и учиться сюда, в мечеть. Имам была очень-очень старой, где-то за восемьдесят, у нее еще были «лотосовые ножки», как раньше с младенчества бинтовали девочкам, чтобы изогнуть ступню».



Сейчас в Кайфенге 16 женских мечетей – это одна треть количества мечетей для мужчин.



В других странах мира женских мечетей пока нет, отмечает один из авторов посвященного этому явлению исследования Шуй Джингджун из Хэнаньской академии социальных наук. Везде женщины молятся за перегородкой или в отдельной комнате, но в одной мечети с мужчинами.



При этом женские мечети в Китае управляются независимо, тоже женщинами, а иногда даже являются юридически независимыми. «После реформы [в 1979 году] некоторые женские мечети зарегистрировались независимо, что демонстрирует равенство мужских и женских мечетей», – поясняет женщина-ученый.



Но даже в Китае некоторых вещей женщина-имам делать не может. Например, проводить похоронный ритуал или омывать трупы мужчин.



Хотя в центре страны большинство мусульман относится к такому разделению мечетей положительно, ближе к границе с Пакистаном и Афганистаном – районами распространения традиционного ислама, верующие выступают против подобных нововведений.



«Исторически в северо-западном Китае не было женских мечетей, – говорит Шуй. – Люди сопротивлялись этому, потому что считали, что строительство отдельных мечетей для женщин противоречит нормам религии. Но в Центральном исламе и во многих провинциях люди считают это хорошим нововведением в исламе».



Однако в последнее десятилетие женские мечети стали появляться даже в северо-западном Китае. Политическую поддержку этому явлению оказывает Исламская ассоциация Китая – контролируемая государством организация, которая жестко регулирует жизнь мусульман, и выдает разрешения на осуществления религиозной практики всем имамам – как мужчинам, так и женщинам.



Получается аномальная ситуация, вполне, впрочем, характерная для положения религии в Китае в целом – атеистические власти страны поддерживают практику, которую большинство мусульман в мире считают абсолютно неприемлемой, пишет NPR.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

avar_zaur 22 Июля 2010г.
Ответить

Иншалла, Китайцы свое еще получат.

Яндекс.Метрика