ЧЕРЕЗ ПРОСВЕЩЕНИЕ К СОГЛАСИЮ

Prosvet
В последние годы заметно растет роль ислама на мировой арене. Инициативы российского президента, направленные на сближение России с исламским миром, стали лишним тому подтверждением. Выступление Владимира Путина на историческом саммите ОИК в Малайзии запомнилось крылатой фразой, прозвучавшей из уст президента: “Миллионы российских граждан, исповедующих ислам, имеют право чувствовать себя частью исламского мира”.

Согласно большинству экспертных оценок Путин выразил свершающееся на наших глазах: мировое мусульманское сообщество, охваченное интеграционными процессами, все больше ощущает себя единым и сплоченным социальным организмом. Так, по словам одного из ведущих специалистов по исламу и Ближнему Востоку, бывшего посла России в Ливане Олега Пересыпкина, “арабская и мусульманская солидарность сегодня стали существенным политическим фактором, куда более серьезным, чем нерешительные и несогласованные действия правительств арабских стран”. Эта данность в совокупности с другими факторами, среди которых: нефть, демография, принятие ислама этническими немусульманами и т.д., вынуждает академические и политические круги искать пути взаимодействия с мусульманским миром. Однако здесь возникают определенные трудности, связанные с попыткой чиновников действовать в отношении ислама по аналогии с христианской церковью, ища партнеров по диалогу среди служащих мечетей. Для большинства исследователей уже давно стал общим местом тезис о всеобъемлющем характере ислама как системы, регулирующей абсолютно все сферы человеческой жизни. Причем, сугубо религиозная, обрядовая сторона жизнедеятельности человека является основной, но не самой значительной ее частью. Поэтому, заключают специалисты, взаимодействие с исламом не может ограничиваться рамками культа и его служителей, ислам как социальный феномен гораздо более многогранен. Достаточно отметить, что большое число мусульманских ученых, мыслителей, политиков, бизнесменов осуществляют свою деятельность вне “канонической территории” какого-либо духовного управления и в иных организационно-правовых формах, при этом играя не меньшую – а зачастую большую – социальную роль.

История российско-исламских взаимоотношений показывает, что было бы большой ошибкой выстраивать отношения с исламом как с институтом мусульманских священнослужителей. Это чревато тем, что огромный сегмент мусульманской уммы остается вне поля интересов государства, что таит угрозу развития в мусульманской среде радикальных и экстремистских идей. Радикализация молодежи на Северном Кавказе, в Поволжье и ряде других регионов явилась во многом следствием того, что государственная власть делала и продолжает делать ставку исключительно на “духовенство” (другими словами на “мусульманских священников”), которое, с одной стороны, далеко не всегда пользуется должным авторитетом у верующих, а с другой – в силу своей специфики и возможностей не в состоянии решить все насущные проблемы мусульманского сообщества.Сегодня государство должно осознать необходимость выхода за рамки духовных управлений и привлечения к сотрудничеству широкой мусульманской общественности, создания соответствующих общественных институтов и организаций. Этот интерес обусловлен в первую очередь тем, что эти структуры играли и продолжают играть большую – хотя для многих недостаточно явную и понятную – роль в общественно-политической жизни Российской Федерации. Так, по мнению ряда исследователей, основная заслуга мусульманских общественных движений состоит в том, что они помогали разрозненной мусульманской молодежи найти четкие ориентиры в жизни, с одной стороны отрывая ее от улицы, а с другой – что более важно – уводя из рядов организаций, возглавляемых малообразованными лидерами, которые нередко являлись проводниками радикальных и экстремистских идей. И в этом отношении просвещенные мусульманские общественные движения России играют важную роль в предотвращении развития экстремистских и сепаратистских тенденций в стране.

История формирования современного мусульманского общественного движения (в широком смысле этого слова) в Центральной России началось в разгар советской эпохи застоя. В 1982 году группа мусульманских активистов из Москвы и Поволжья создала неформальную организацию “Саф ислам”, которую возглавил Мухамед Саляхетдинов. Основными направлениями ее деятельности было издание учебной литературы, просветительская работа с молодежью, организация кружков и учебных курсов. Встречи и мероприятия проводилась на квартирах активистов. По воскресеньям местом собрания становилась единственная мечеть Москвы – Соборная. Подобная работа была организована в других регионах. Имело место сотрудничество со среднеазиатскими и кавказскими мусульманами.В СССР единственным мусульманским учебным заведением официально являлось бухарское медресе, количество студентов которого не превышало 30 человек. Естественно, это не могло удовлетворить потребности мусульманского населения в получении образования, поэтому была организована отправка молодежи на учебу в Среднюю Азию в так называемые худжры (неформальные медресе). Преподаватели из южных регионов СССР приезжали в Москву для обучения местных мусульман.

В начале 1990-х годов в общественную работу включились многие ныне известные деятели, такие как Валиулла Якупов (ныне заместитель муфтия Татарстана), который совместно с представителями “Саф ислама” зарегистрировал в Казани центр “Иман”, получивший известность благодаря своей издательской и просветительской деятельности. В 1990 году на учредительной конференции в Астрахани создается Исламская партия возрождения (ИПВ), имевшая всесоюзный характер. Ее основателями и идеологами были известные ученые и общественные деятели, такие как: Ахмад-Кады Ахтаев, Валиахмет Садур, Гейдар Джемаль, Мухамед Саляхетдинов, Мухаммад Карачай и др. ИПВ стала первым политическим опытом российских мусульман на советском пространстве, сыграв важную роль в формировании исламского политического сознания.Размежевание союзных республик, входивших в состав СССР, не могло не сказаться на состоянии ИПВ. Развал единого государства отразился на целостности всесоюзной исламской партии. Однако накопленный политический опыт не прошел даром: на базе ИПВ в союзных государствах образовались близкие по духу, целям и задачам организации. А в Таджикистане наиболее организованный и структурированный актив ИПВ создал вторую по численности в стране легальную политическую партию – ПИВТ (Партию Исламского Возрождения Таджикистана).В Российской Федерации бывшими руководителями ИПВ В. Садуром, М. Саляхетдиновым, М. Карачаем и др. был создан Исламский клуб, зарегистрированный органами юстиции 22 октября 1992 года. Через год было принято решение переименовать его в Исламский конгресс, который стал заниматься культурно-просветительской деятельностью. (Схожим образом была организована работа в других регионах России). В апреле 1999 года вышел первый номер бюллетеня “Мысль”, который после официальной регистрации в Министерстве РФ по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации в октябре 2000 года стал популярной мусульманской газетой “Современная мысль”. Весомый вклад в становление и развитие газеты внес Валиахмет Садур как автор многих материалов, член редколлегии и научный консультант издания.

Впоследствии в нескольких регионах России образовываются различные мусульманские общественные организации. Например, в 1999 году в Москве создается мусульманская организация “Ихляс”, которая активно занимается просветительской и образовательной деятельностью.В мае 2000 года на базе Исламского конгресса была зарегистрирована организация под названием Культурно-просветительский центр “Форум”. Это было сделано не только и не столько по формальной причине, заключавшейся в сложностях перерегистрации организаций с мусульманским названием. Уход от исламских дефиниций ознаменовал новый качественный этап развития организации, которая перестала позиционировать себя в качестве сугубо исламской, сделав акцент на решении общенациональных социальных проблем, таких как алкоголизм, наркомания, а также содействии развитию принципов плюрализма, свободы совести и борьбе с ксенофобией. Аналогичные формы и методы работы начинают использоваться в других российских регионах.

Вопреки расхожим мнениям о социальной неполноценности мусульманских женщин, российские мусульманки являются активными участницами общественной жизни. В 2000 году в Москве был зарегистрирован женский мусульманский благотворительный фонд “Хадиджа”. До этого на протяжении нескольких лет женщины-мусульманки собирались на квартирах для изучения Корана и арабского языка. Серьезным достижением фонда можно считать организацию в 2001 году детского сада, где в программу занятий были заложены традиционные духовные ценности мусульманских народов. Подобные женские организации действуют в Татарстане, Дагестане и других российских регионах. Сегодня мусульманские женщины интенсивно осваивают интернет-пространство. Например, известный женский форум “Голубушки” достиг впечатляющих успехов в укреплении уз дружбы и взаимопонимания между представительницами разливных культур и народов. Среди “голубушек” – жительницы России, Латвии, Германии, Бельгии, Канады, Израиля, Голландии, Украины, Белоруссии, Саудовской Аравии, Омана, Йемена, Иордании, Марокко, Египта, Пакистана. На “Голубушке” завязываются настолько крепкие отношения, что на его базе создан клуб общения “Салям”.

Отдельного внимания заслуживает деятельность телевидеокомпании “Исламский мир”. Компания выпускает большой ассортимент видеопродукции – фильмов и лекций, посвященных мусульманской религии и культуре, издает и распространяет литературу, участвует в организации фестивалей мусульманского кино и других культурных мероприятий. Продукцию “Исламского мира” можно встретить практически в каждом крупном городе России. Значительная ее часть реализуется посредством почтовой рассылки.Мусульманское движение как общественное, так и общественно-политическое никогда не ограничивалось каким-то отдельно взятым регионом, а всегда носило межрегиональный характер. Учитывая этот факт, в 2004 году руководители общественных организаций из разных регионов России приняли решение объединиться в ассоциацию. Роль куратора и координатора объединения взял на себя Валиахмет Садур. Эта идея воплотилась в Межрегиональной общественной организации “Ассоциация культурно-просветительских общественных объединений “Собрание”, созданной в ноябре 2004 года. В ее состав вошли 6 региональных общественных организаций: Культурно-просветительский центр “Форум” (Москва), “Прямой путь” (Мордовия), “Ихляс” (Татарстан), “Просвещение” (Пенза), “Здоровая жизнь” (Кемеровская область), “Познание” (Чувашия). Возглавил Ассоциацию Мухамед Саляхетдинов.

Важной составляющей деятельности мусульманского общественного движения является его информационная активность. Конец 1990-х годов ознаменовался развитием мусульманского информационного сектора. Следует отметить, что осознание важности СМИ как инструмента защиты интересов мусульманского меньшинства появилось задолго до этого. Однако ограниченность материальных и кадровых ресурсов не способствовали эффективной реализации информационных проектов. Так, печатный орган Исламского конгресса газета “Современная мысль” выходила небольшими тиражами и издавалась, особенно на начальном этапе – с 1999 по 2005 год, – главным образом за счет энтузиазма и инициативности сотрудников, которым приходилось совмещать трудовую деятельность с работой в издательстве. Частичное решение материально-финансовых проблем и, в частности, покупка дополнительной оргтехники, переезд из обычной 3-комнатной квартиры в современный офис открыли новые возможности для дальнейшего развития информационного отдела организации.

Серьезным событием стало появление в 2000 году в российском медиа-пространстве Независимого исламского информационного канала Ислам.Ru как одного из ведущих мусульманских СМИ, предоставляющих широкий спектр информации на общественно-политические и религиозные темы. Помимо собственно медийной деятельности, канал играет важную социальную роль, при нем имеются брачное и кадровое агентство, осуществляется благотворительная поддержка и пр.

В начале 2006 года в полную силу заработал информационно-аналитический сайт Ассоциации “Собрание” – Информационное агентство IslamNews. Благодаря ежедневным обновлениям, эксклюзивной информации и объективности материалов ИА “IN” существенно повысило свой уровень в рейтинге российских информационных агентств. В данное время совместно со специалистами из “Радио России” ведется работа по созданию радиопередачи, которая должна значительно усилить информационную сферу организации. Большую роль в развитии информационного направления сыграли организованные по инициативе Валиахмета Садура выездные лекции, проводившиеся в различных регионах России, которые стали ценным источником информации и этнографического материала.

Говоря о социальной активности мусульман, нельзя обойти вниманием и вопрос книгоиздания. Только в Москве работают несколько мусульманских издательств, таких как “Умма”, “Ансар”, “Новый свет”, “Сад” и т.д. Мусульманская литература также активно издается в Казани, Петербурге, Уфе, Нижнем Новгороде, Махачкале.

Сегодня мусульманское общественное движение России играет существенную роль в деле наведения мостов взаимопонимания и сотрудничества между исламом и государством. Мусульманские общественные организации, будучи легальными структурами с четкими целями и задачами, ведут активную деятельность по просвещению и воспитанию населения, стараются помогать государству в решении не только внутренних социальных проблем и вопросов безопасности, но и во внешней политике. К примеру, “Ассоциация культурно-просветительских общественных объединений “Собрание” оказывает содействие органам государственной власти Российской Федерации в реализации инициатив президента Путина по сближению с исламским миром, в частности, организует рабочие поездки депутатов Государственной Думы в мусульманские страны, сотрудничает с администрацией Юго-Восточного округа Москвы в проведении лекций и других мероприятий, направленных на борьбу с алкоголизмом и наркоманией.Деятельность просвещенного мусульманского общественного движения является гарантом того, что мусульманская молодежь не станет объектом манипуляций со стороны антироссийских сил, прикрывающихся религиозными лозунгами. По словам одного из наших ветеранов, Валиахмета Садура, “радикализм появляется из-за отсутствия институтов, призванных решать проблемы мусульман, – ибо победить радикализм можно не автоматом, а просвещением и эффективной социальной работой”.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика