Одну из наиболее интересных страниц в истории стран Центральной Азии представляет попытка нацистской Германии и Японии в годы войны использовать в своих целях советских эмигрантов из советских республик Средней Азии, осевших в соседнем Афганистане.
Немцы и японцы активно привлекали различные белоэмигрантские организации к агентурной работе против СССР. В годы войны количество коллаборационистов из числа народов бывшего Союза исчислялось сотнями тысяч, а имя печально известного генерала Власова и бойцов его «армии» стало нарицательным.
Разрабатывать связи с антисоветской среднеазиатской эмиграцией японская разведка начала еще в середине 30-х годов когда Япония столкнулась с соперничеством со стороны СССР в Азии и на Дальнем Востоке.
В сообщениях советского посольства из Афганистана указывалось, что вдоль его северной границы, примыкавшей непосредственной к территории СССР, в «высокой степени» готовности находятся до 5 тысяч басмачей с «разнокалиберным оружием», готовых в течение нескольких дней по приказу своих вожаков перейти границу.
Тогдашнее афганское руководство понимало, что подобная позиция среднеазиатской антисоветской эмиграции может значительно осложнить отношения с Москвой и предпринимало контрдействия. Кроме этого помощь в этом вопросе пришла от турецкого посла в Афганистане Мемдуха Эсендаля, которого японский посол безуспешно пытался завербовать для оказания «помощи тюркским народам в борьбе против Советской власти». Эсендаль передал советскому послу в Афганистане сведения о создании Японией разведывательной сети в северной части страны, чью деятельность планировалось направить против СССР.
После целой череды дипломатических скандалов, связанных с «непрофильной» деятельностью японского дипведомства и высылки из Афганистана военного атташе и даже посла Японии, между советским послом Михайловым и премьер-министром страны Хашим-ханом было заключено «джентельменское» соглашение о том, что иностранцев больше не будут пускать в северный Афганистан. Однако после начала Великой Отечественной войны германская разведка с помощью японцев начала устанавливать контакты со антисоветской эмиграцией из Средней Азии.
С своей стороны афганское руководство, напуганное действиями СССР, оккупировавшего северный Иран (южную его часть оккупировала Англия), также вошло в контакт с басмачами, договорившись с ними, что в случае вторжения СССР они встанут на защиту страны.
Одновременно Германия при содействии японцев вышла на контакт с бывшим эмиром Бухары Алим-ханом, проживавшим в Кабуле, и предложила ему сотрудничество. Однако искушенный в политике бухарский экс-правитель отказался от этого предложения и предпочел следить за ситуацией. Тогда немцы предложили сотрудничество и финансирование другим лидерам эмиграции – Махмуд-беку, Курширмату, Мамадамин-беку, которые согласились. Финансовый аспект сотрудничества был едва ли не самым главным для них. При этом они завысили численность своих сторонников в 4 раза, рассчитывая поживиться деньгами за счет «мертвых душ».
Была создана целая подпольная организация под названием «Унион» во главе которой встал Махмуд-бек. Специфика заключалась в том, что он был завербован также советской разведкой и являлся классическим двойным агентом. Благодаря ему, Москва была в курсе действий Абвера в северном Афганистане.
В антисоветскую активность удалось вовлечь и одного из сыновей бывшего бухарского эмира – Умар-хана. Летом 1942 года началась усиленная подготовка для похода на Бухару. Германия обязалась оказать басмачам помощь оружием, которое планировалось перебросить самолетами с территории Польши. Однако битва под Сталинградом, последующее поражение и отступление немцев не позволили реализоваться этим планам. Афганское руководство, встревоженное активностью Абвера и среднеазиатской эмиграции, начало предпринимать контрмеры, арестовав несколько сот членов подпольной организации.
Советский Союз и Англия, осведомленные через своих агентов о планах басмачей, выступили с резким дипломатическим демаршем, в котором перечислялись конкретные немецкие агенты, работавшие как под дипломатическим прикрытием, так и разведчики, действовавшие в Афганистане под видом торговых агентов и служащих. Кроме этого в этой дипломатической ноте были перечислены немецкие агенты из числа самих басмачей. Советский и английский послы потребовали их ареста и высылки с севера и из центра страны в другие районы. В документе также были приведены многочисленные факты сотрудничества среднеазиатской эмиграции с немцами и японцами. Приняв во внимание эти сведения, афганское руководство выполнило все требования СССР и Великобритании, произвело серию арестов указанных лиц и депортировало из страны практически всех граждан Германии.
Таким образом, попытка Берлина использовать Афганистан как плацдарм для подрывной деятельности против СССР провалилась. Не лучшим образом показала себя антисоветская эмиграция из числа бывших белогвардейцев и басмачей, готовая за деньги сотрудничать с нацистами.
В 1945 году после Победы над нацистской Германией все немецкие дипломаты, остававшиеся к тому времени на территории Афганистана были выданы СССР.
Летом 1946 года на встрече афганского посла Ахмат-хана со Сталиным все проблемы отношений между двумя странами были урегулированы буквально в течение нескольких минут. На долгие десятилетия Афганистан стал беспроблемным южным соседом Советского государства.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью:
Ответить
"Басмачи"- некорректный термин, с элементом пренебрежения и издёвки.. Вообще-то, они, по своему боролись с безбожным, богоборческим режимом.
Ответить
Фарук Шами сын таджика