Кто добавит красок в "50 оттенков серого"?

Фильм запретили к показу в ряде мусульманских регионов России

Фильм запретили к показу в ряде мусульманских регионов России

Теги:


7
16 Февраля 2015г. (26 Раби ас-сани)
Совсем не рецензия

Сумасшествие вокруг этих "50 оттенков" продолжается уже не один год. Хотя вот непонятно, почему изначально в переводе на русский язык пишущуюся в оргинале названия произведения фамилию героя Грей (Grey) представили с маленькой буквы? Ведь именно это привело к смысловому видоизменению 50-ти, так сказать, тональностей мужчины на серые оттенки (от англ. grey – серый). Ну серые, так серые, "Let it be" ("Пусть будет так"), как пели в свое время популярнейшие на все времена The Beatles.

Наверное, читатели уже догадались, о чем идет речь, благо многие уже вылили ушат грязи на посетивших мировую кинопремьеру, нередко обвиняя всех их без исключения в аморальности, да еще чуть ли не на всю оставшуюся жизнь. В целом, данная реакция понятна, ибо в фильме масса откровенных сцен и т. д., и в зал не пойдешь в семейном кругу. Непосредственно исполнительница главной запретила своим родителям посещать просмотры.

Но давайте будем откровенны, разве возжелавшие увидеть экранизацию заблаговременно не ознакомились (а некоторые и неоднократно) с электронной версией бестселлера? Язык книги, конечно, беден, да и описанное мы уже "проходили", к тому же не раз (что в печатном, что в кинематографическом формате), причем в более профессиональном, если можно так выразиться, отображении, однако, "50 оттенков серого" стал лидером американского и канадского проката в начальный уик-энд показа. В свою очередь, в первый день его демонстрации в России (с учетом запрещения показа фильма в ряде субъектов Северного Кавказа) кассовые сборы составили 157 млн руб. (картину посмотрели 615 тыс. зрителей)(1), т. е. финансовый кризис и ухудшение условий жизни россиян не повлияли на желание потратить средства на кино. Тогда что получается, среди мирового народонаселения есть востребованность отраженного сюжета?

А почему этому нужно удивляться? Разве не к такому финалу (промежуточному) все аккуратно подталкивалось в последние десятилетия? Еще пять лет назад автор этих строк отмечал нивелирование в общемировом пространстве понятия любви, когда постепенно исчезает загадка женщины. Отсюда – рождение выражения "заняться любовью", т. е. не прочувствовать, не ощутить, не испытать, а заняться. Как аэробикой или английским. Тем самым, за редким исключением, кануло в Лету пошаговое движение двоих навстречу друг другу как бы "на ощупь", с желанием приблизиться к прочтению личности. При этом отмечалось, что, вкупе с массажными салонами, визуальными картинками глянцевых журналов, охами и ахами актеров и их стандартными телодвижениями, молодежь уверена: так вот и должно быть (как в кино), не осознавая даже, что это есть имитация любви и чувств. Направленность "мыльниц" и садо-мазо – образных клубничек привели к постановке в основу "любви" лишь желания "попробовать чувство" (как сникерс, пепси или чипсы), в свете чего суть женщины уже не воспринимается в качестве чего-то потаенного, а иногда и недосягаемого.

Но происходит это не само по себе, т. к. за демонстрациями такого рода формата "любви" скрываются значительные задачи авторов глобал-проекта – создание единого бездуховного общества, с исключением даже мало-мальских морально-нравственных установок, как необходимого шага к формированию стандартного для всех мировоззрения, новых ценностных ориентиров личности, ликвидирующих выработанные человечеством нравственные принципы, базовым началом которых являются, прежде всего, культурно-религиозные традиции. Данный фон становится наиважнейшим отсеком глобализации, подразумевающей определенную универсализацию сознания всех и вся. Только этим можно объяснить призывы к повсеместному принятию однотипных политико-экономических шагов и «продвижение» к созданию единого культурно-социального пространства – во имя перехода к некоему транснациональному государству, подразумевающего «наднациональность, надкультурность, надрелигиозность». Хотя, скорее, использовать эти термины нужно с приставкой «без» вместо «над». Тонкость же тут в том, что по влиянию на формирование «нового» индивидуума ничто не может сравниться с воздействием киноиндустрии и шоу-бизнеса (2/а, б).

Обратите внимание, мировая премьера "50-ти оттенков" состоялась в канун т. н. дня Святого Валентина. Вне зависимости от отношения к этой дате, вспомним, что обычно к этому дню раньше подготавливались романтические нюансы, трогательные чувства, нежнейшие ухаживания и т. д. Сегодня же – правят новые игры.

Если кто и посчитает, что по поводу искусственности передаваемых чувств посредством описания или демонстрации в киновоплощении откровенных сцен звучат домыслы, прислушайтесь к актрисе, игравшую главную роль в "50-ти". По ее словам, вместе с режиссером актеры, просматривая отснятые дубли, "обсуждали, не стоит ли переставить камеру вот сюда и переснять этот момент? Или, быть может, в этой сцене мне нужно было иначе дышать?"(3).Нужны ли тут особые комментарии?

Безусловно, в контексте рассматриваемого, совершенно не преследуется цель прорецензировать книгу или фильм о "серых оттенках". Иначе мы обратили бы внимание на некую параллель между героем знаменитого "Портрета Дориана Грея" (Dorian Gray) Оскара Уайльда и Кристианом Греем (Christian Grey) из "50-ти". Также увидели бы идентичность в обвинении в аморальщине обоих книг, да и многое другое. Кроме того, мы не ставим целью определить подводные причины феноменальнейшего интереса дам к сюжету, что можно трактовать и как желание женщин чувствовать себя в значительной степени подвластной мужчине (при всей разрекламированности феминизма). Просто если раньше в этом аспекте больше подразумевалось сильное мужское плечо или интеллект сейчас речь ставится, в основном, о доминантном воплощении фантазий (скажем так), внешнем лоске и сопутствующем.

А разве есть альтернатива?

В то же время, хотелось бы задать вопрос вслух – насколько избежать развития ситуации в подобном ключе позволят запреты или цензура? Речь тут совершенно не о том, правильный это шаг, либо ошибочный. Вопрос, повторимся, о действенности запретительности мер. Пару лет назад, рассматривая аспект ограничения трансляции в России телешоу "Дом-2" в дневное время, автор отмечал, что внезапно спускаемая обязательность духовности или директивно объявляемая необходимость соблюдения категорий "мораль" и "нравственность" не смогут привести к прогрессу общества, если сама атмосфера внутри социума не способствует этому. Ведь одни обязательно найдут пути для просмотра "домостроя" или встретят схожие программы на соседних телеканалах, другие захотят создать свой прообраз "Дома", третьи... и так до бесконечности.

Не аналогичная ли ситуация произойдет и с пост-итогом запрета на "оттенки серого"? Ну скажите, первый ли это фильм такого рода? Не было ли "9, 5 недель" или картины "Пианистка", где героиня – профессор Венской консерватории – мечтает о реализации "своеобразных" (остановимся на этом определении) фантазий? И что, последний фильм не удостоился массы призов, включая Гран-при Каннского кинофестиваля? Другое дело, что в том случае не было такого рекламного размаха, как с "50-ю оттенками". Может, из-за возраста героини? Привлечения юных созданий к желанию попробовать на вкус увиденное? Значит, общество созрело?

Так что вряд ли запреты в приказном обличье приведут к ожидаемым их инциаторами результатам. Что, к слову, продемонстрировал опыт с "железным занавесом" Советского Союза, когда вслед за объявленной в середине 1980-х гг. перестройкой и гласностью население той страны оголтело ринулось на ранее запретные поля.

Хотя, спрашивается, а разве сегодняшняя ситуация в умме сильно отличается от той? Элементарно, при всей критике "их нравов", значительная часть мусульманского сообщества, накопив денег, пытается провести отпуск в "логове" никого иного, как "кяфиров", по пути приобретя сумочки от "Кристиан Диор", очки от "Армани", часы от "Ролекс", а обувь от "Тод' с".

А что мы делаем сами? Что создаем? Что предлагаем? Да за редким исключением, практически ничего. Мы лишь осуждаем, обсуждаем, причитаем и жалуемся, что нас обижают все и вся. Хотя потенциал уммы, включая огромные материальные средства, огромен. Но опять получается парадокс. Даже там, где мы можем что-то сказать вслух, снова молчим, предоставляя разговаривать все тем же "неправильным" (или "неверным"?)

Скажите, насколько в мусульманском сообществе была прорекламирована информация о завоевании в 2011 г. иранской лентой "Развод Надера и Симин" пяти призов авторитетного Берлинского кинофестиваля, включая «Золотого медведя» за лучший фильм? А знает ли кто, что в том же году этот фильм получил премию британского независимого кино, призы Ассоциации кинокритиков Чикаго за лучший фильм на иностранном языке и Сиднейского кинофестиваля за лучший фильм? И это еще не все. Не побоимся признать: фильм – великолепный, совершенно ненавязчиво продемонстрировавший жизнь в реально мусульманском социуме. В фильме нет сцен намаза, да и религиозная составляющая внешне вообще отсутствует. Но вся картина пропитана верой людей во Всевышнего. Проходит же эта линия на фоне взаимоотношений между людьми, описания ситуации в семьях. Никакого давления на зрителя. Только отражение реальнейшей жизни. Блестящий сценарий, бесподобная режиссерская работа и потрясающая игра актеров держат зрителей в напряжении до самого конца.

А турецкий фильм "Долина волков – Ирак"? Вот как описывался сюжет картины: "Фильм основан на реальных событиях в Ираке. Главный герой – главарь турецкой мафии, а главный отрицательный персонаж – американский военачальник. По ходу фильма зрители видят, как американцы арестовывают турецких солдат, врываются на свадьбу и убивают жениха, ребёнка и гостей, избивают невесту, взрывают минарет и убивают молящихся мусульман в мечети. Оставшиеся в живых участники событий попадают в печально известную тюрьму "Абу-Граиб". Там их пытают, а врач-еврей вырезает им органы и отправляет богатым пациентам в Америку, Англию и Израиль"(4).

Причем турки пригласили для съемок никого иных, как Шэрон Стоун и известного Энди Гарсиа. Популярность ленты оказалась настолько высокой, что всегда представляемый "демократическим" Запад всерьез заговорил о цензуре, в частности, в армии США прозвучало предупреждение для "военнослужащих в Европе держаться подальше от фильма"(5).

Но до этих ли "сантиментов" нам? Нам бы о внешнем виде верующих поговорить, о допустимости просмотра телефильмов или приведения цитат из "нехаляльных" книг западных авторов. Нам бы до хрипоты спорить о том, принимается намаз суннита за спиной шиита или наоборот. Осудить, осудить, осудить и, наконец, "затакфиририть" размышляющего не в соответствии с нашим мнением.

А ведь рядом – и иные нюансы, проходящие мимо нас. Разве весь западный кинематограф последних лет состоит из "Пианистки" или "50-ти оттенков" и иже с ними? А почему не опираться, например, на американский фильм "Судья" (2014 г.), подходом к отражению проблемы взаимоотношений между людьми (в т. ч. и в рамках семьи) напоминающим "Развод Надера и Симин"? Но откуда, если для нас важнее выносить на внешние рельсы происки "внутренних врагов".

Вот уже и реализуемая в Иране идея снять трилогию о пророке Мухаммеде, да благословит его Аллах и приветствует, подвергается критике, т. к. здесь, вроде как, будет фигурировать "шиитская версия" его биографии. К слову, первый фильм представлен публике, а мировая премьера планируется на март с. г. но многие ли об этом знают? А для значительного большинства знающих, к сожалению, более актуальной выглядит информация, что в Катаре приступили к съемках нового биографического фильма о пророке с "суннитской точки зрения".

Так и живем. Боремся не с ветряными мельницами даже, а с самими за собой. За что – уже и непонятно.

Зато объединяемся в гонениях на "оттенки серого", но (опять пошли по кругу) не предоставляя альтернативы. И так до бесконечности?

P.S. Ну а пока отметим, что далеко не все так однозначно и вокруг "50-ти оттенков". В частности, в обзор, подготовленный BBC Culture на начало 2015 г., вошли десять заслуживающих внимания картин, выходящих в прокат в ближайшие месяцы. Среди них "Серых оттенков" не значится(6). Ну а нам, наверное, целесообразно (каждому на своем месте) пытаться создавать многоцветные оттенки (краски, тональности, линии, контуры), присущие мусульманству, и знакомить с ними хотя бы свое окружение.
Попытаемся?

1.Фильм «50 оттенков серого» собрал в начале проката $240 млн
http://www.rbc.ru/rbcfreenews/54e0ebff9a7947c1e7ea80bd
2.См. подр.:
а/Воспитание чувств" культурной глобализацией, или Проблема имитации любви
http://www.azeri.ru/papers/echo-az_info/20516/
б/Светско-религиозный тандем в геополитике, или глобализационное миссионерство. История и современность
http://www.idmedina.ru/books/islamic/?932
3.Дакота Джонсон: «"50 оттенков серого" – это невероятная сказка о любви»
http://www.filmpro.ru/materials/34344
4.Волчья долина – Ирак / Valley of the Wolves: Iraq
http://nowa.cc/showthread.php?t=43657
5.Tamer Korkmaz. British Beating
http://www.todayszaman.com/newsDetail_openPrintPage.action?newsId=29868
6.Десять фильмов, которые нужно посмотреть в 2015 году
http://inosmi.ru/world/20150117/225620084.html#ixzz3Ro3GfylD

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Lena Schmidt 17 Февраля 2015г.
Ответить

У меня такое впечатление, что статью прочитали невнимательно. Я не вижу тут пропаганды харама. Атаев говорит, что пока мусульмане неактивны, так все и будет продолжаться

adilov 16 Февраля 2015г.
Ответить

Рекламу делают.

Крейсер 16 Февраля 2015г.
Ответить

По моему хорошая статья. Харам никто не хвалит. Обьясняют почему так получается. и что делать муслимам.

Almaz muslim 16 Февраля 2015г.
Ответить

Автор во всей статье будто рассуждает о хараме, но что этот харам типа красивый. "Но до этих ли “сантиментов” нам? Нам бы о внешнем виде верующих поговорить, о допустимости просмотра телефильмов..." Автор будто из параллельного мира. Харам- есть харам, в каких бы оттенках он не был.

Umar2014 16 Февраля 2015г.
Ответить

Сколько статей даже на здесь про эту чёрнуху (по другому не буду говорить), да не собираемся мы на этот фильм-успокойтесь.

Almaz muslim 16 Февраля 2015г.
Ответить

Так я и не понял, что хотел сказать автор статьи.

Яндекс.Метрика