Личность в контексте истории: имам Малик и его мазхаб

Обложка современного англоязычного издания «аль-Муатта» имама Малика ибн Анаса

Обложка современного англоязычного издания «аль-Муатта» имама Малика ибн Анаса

Теги:




2
18 Сентября 2013г. (13 Зу-ль-када)
Имя имама Малика не очень, что называется, на слуху у российских мусульман. Это и понятно – так распорядилась история, что последователи маликитского мазхаба (религиозно-правовой школы) компактно сосредоточены в далеких от нас регионах Северной Африки и восточной Аравии. Но, несмотря на это, Малик ибн Анас – важное и необходимое звено для понимания цепочки событий, именуемой «история ислама».

Можно сказать, что Малик ибн Анас родился, вырос и творил в рамках наиболее аутентичной пророческой традиции. Его дед, Аби Омер, уроженец Йемена в 624 г (2 г.х) принял ислам и переселился в Медину. Он участвовал вместе с Пророком во всех известных битвах, кроме битвы при Бадре. Сам Малик ибн Анас родился в 717 г (93 г.х). Уже в ранней юности он выучил Коран наизусть. Имам Малик изучал хадисы у таких знатоков, как аз-Зухри и Нафи, а всего, как утверждается, в поисках все новых хадисов, Малик контактировал с приблизительно 900 знатоками. Причем, ему довелось застать еще в живых учеников многих сахабов.

Уже в возрасте 17 лет имам Малик считался признанным знатоком хадисов, и получил право от авторитетных улемов Медины самостоятельно выносить фетвы. Случались в его жизни и конфликты с властями. Так в 764 г он был жестоко избит по приказу амира Медины за то, что издал фетву, объявляющую принудительный развод недействительным. Оказалось, что такая фетва противоречит практике аббасидских халифов, когда в клятву народа на верность халифам вносился пункт, гласящий, что всякий нарушивший эту клятву, автоматически считается разведенным. Рассказывают, что имама связали и били до тех пор, пока он не получил серьезную травму рук, оставшуюся на всю жизнь. Травма оказалась столь тяжелой, что имам не мог складывать руки на груди во время намаза и держал их опущенными по передней части туловища. Такая манера совершения намаза сохранилась у последователей маликитского мазхаба до настоящего времени. Кстати, когда тогдашний халиф Мансур узнал о такой административно-рьяной «самодеятельности» мединского амира, то распорядился извиниться перед имамом и выдать ему 3000 динаров. Кроме того, он пригласил Малика в Багдад, но имам ответил отказом.

В отличие от других великих имамов, в поисках знаний объехавших всю мусульманскую ойкумену того времени, Малик ибн Анас всю свою долгую жизнь не покидал родной Медины, лишь один раз выехав на хадж в Мекку. Здесь он изучал и систематизировал хадисы и преподавал их в течение 40 лет. Интересно, что метод преподавания хадисов строился по двум направлениям – либо рассказывался тот или иной хадис, который затем обсуждался в контексте современных реалий и событий, либо наоборот, имам спрашивал учеников об их конкретных проблемах и заботах и уже потом приводил соответствующий им хадис.

Если бы даже деятельность имама Малика не привела к формированию мазхаба, носящего его имя, либо мазхаб этот не дошел, как многие из мусульманских правовых школ, до наших дней, то и тогда его имя было бы вписано в историю ислама. Именно ему принадлежит первый письменный свод хадисов и атаров (высказываний сподвижников Пророка – сахабов и их учеников), содержащий 1,720 хадисов, названный «аль-Муатта» (Проторенный путь, еще это название переводят как «утвержденная (книга)», поскольку ее текст был утвержден авторитетными имамами Медины). А всего коллекция записанных имамом хадисов насчитывала 100 тыс.

Имам Малик начал работать над этой книгой по просьбе халифа Абу Джафара аль-Мансура, пожелавшего иметь в своем государстве полноценный правовой кодекс, основывающийся на Сунне Пророка. Однако сам имам против этого категорически возражал (прежде всего это касалось насильственного насаждения «аль-Муатта» в качестве источника права) на том основании, что сахабы уже разъехались по всему халифату и взяли с собой другие части Сунны, которые также должны найти свое отражение в общем для всей огромной мусульманской империи законодательстве. С такой же просьбой, сделать «аль-Муатта» законом обращался к имаму Малику и знаменитый халиф Харун ар-Рашид (он даже хотел выложить эту книгу в Каабе), но также получил отказ.

Кстати, когда Харун ар-Рашид однажды прибыл в Медину, он попросил имама Малика заняться обучением его детей. Ученый ответил в том духе, что «не знания приходят к людям, а люди – к знаниям», намекая на то, что не собирается становиться придворным гувернером. Мудрый халиф намек понял, и его дети посещали занятия наравне с другими учениками имама.

Скончался имам Малик в 801 г. в Медине, в возрасте 83 лет.

Итак, что же представляет собой мазхаб имама Малика, кстати, использовавшийся в Андалузском халифате на пике мусульманского ренессанса. В России нет его «традиционных» последователей, хотя в свое время пресловутая «Национальная организация русских мусульман» (НОРМ) провозгласила свою ориентацию именно на маликитский мазхаб. Его основными источниками являются уже упомянутая книга «аль-Муатта» имама Малика и «аль-Мудавана» ученика имама, Ибн Касима, представляющая собой конспекты уроков имама, а также собственные ответы ученика на юридические казусы-задачи, задаваемые во время уроков.

Как и во всех других мазхабах, у маликитов Коран считается важнейшим и первым по значению источником исламского права. Сунна также использовалась имамом Маликом, но с определенными условиями. Если какой-либо хадис противоречил повседневной практике жителей Медины, то он отвергался. При этом Малик, в отличие от Абу Ханифы, использовал не только хадисы, относящиеся к категории «машхур» (хорошо известных), но все рассказанные ему хадисы, если только их передатчик не был отъявленным лгуном, или же страдал расстройством памяти. Большое значение в маликитском мазхабе имеет «амаль» – повседневная практика жителей Медины, поскольку здесь жили Пророк и его сподвижники. Это – третий по значению источник права.

Имама Малик наряду с иджмой (консенсусом) и кыясом (рассуждением по аналогии) придавал большое значение мнениям сахабов. При этом коллективным мнениям отдавалось предпочтение над индивидуальным. В случае же, если по рассматриваемому вопросу коллективного мнения сахабов зафиксировано не было, то использовалось мнение индивидуальное. При этом Малик всегда отдавал предпочтение мнениям сахабов перед своими собственными суждениями.

Методологическим принципом правоприменения для имама Малика был «истисла» (благосостояние), понимаемый как общественное благо, которому должна служить та или иная правовая норма. Правда, применение этого принципа сопровождалось расширительным толкованием многих норм. Например, в шариате, в качестве налога четко оговорен лишь закят, однако Малик из этого выводил общую норму о праве мусульманского правителя собирать с богатых дополнительные налоги ради общественного блага.

Имам Малик также признавал роль «урфа» (местных традиционных обычаев), не имевших прямого отношения к исламскому праву. При этом сфера действия этих обычаев строго локализовалась. Например, в Сирии под арабским словом «дабба» понималась лошадь, в то время как в других частях арабского мира оно означало просто четвероногое животное. Следовательно, в договорах, заключенных в Сирии, если оговорено, что в уплату предоставляется «дабба», то это будет означать именно лошадь, в то время как в других частях арабского мира необходимо оговаривать, какое конкретно «дабба» имеется в виду.

В целом же можно сказать, что исторические заслуги и значение имама Малика ибн Анаса заключается в том, что он наиболее полно и прямо сохранил для последующих поколений традицию права и общественного устройства, непосредственно восходящую к Пророку и его сподвижникам.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

alhariya 18 Сентября 2013г.
Ответить

Отличная статья, Машаллах!

alhariya 18 Сентября 2013г.
Ответить

Отличная статья, Машаллах!

Яндекс.Метрика