Я
только что вернулся из Ирана. Современные города и великолепные дороги, лавины автомобилей и кристаллические небоскрёбы на перекрёстках людных проспектов. Крохотная, почти убогая квартирка, где жил великий лидер Ирана аятолла Хомейни, совершивший небывалую в мире духовную революцию, которая поставила Иран в самый центр мировой цивилизации. Дивные мечети и мавзолеи, сверкающие, как перламутровые раковины, несущие в лазури свои золотые купола.
Священный город Кум, где сосредоточена духовная власть Ирана, со множеством исламских университетов и школ, в которых изучаются и трактуются суры и аяты Корана. Встречи с чиновниками и министрами, интеллигентами и редакторами ведущих газет. Беседы с богословами. Посещение компьютерных центров, где в великолепно оборудованных салонах и лабораториях создаются компьютерные программы. С их помощью Коран исследуется во множестве его трактовок и сопоставлений. Разговоры с технократами и учёными, связанными с модернизацией Ирана, с его ядерной программой. Участие в религиозной мистерии Ашуры, когда тысячи и тысячи мусульман выходят на улицы ночных городов, принимая участие в траурных радениях, посвящённых мученической смерти имама Хусейна.
Я двигался в стотысячной накалённой толпе, окружённый стенающими и рыдающими иранцами, среди тяжеловесных транспарантов, украшенных плюмажами из страусиных перьев. Рядом со мной двигались юноши, дети, белобородые старики, символически охлёстывали себя цепями, выражая своё горе и своё сострадание не только мученически погибшему имаму, но и всем горюющим сегодня на земле, всем несправедливо попранным и страдающим.
Я сделал для себя заключение: да, современный Иран обладает бомбой. И этой бомбой является тот образ общества, тот социальный и духовный строй, с которым Иран после исламской революции выступил на мировую арену и бросил вызов всей губительной мировой системе.
Этот строй и общество ставят в центр человеческого бытия духовное совершенство, духовное видение, чувство божественной справедливости, придавая этому принципу поистине универсальный космический смысл. Земная жизнь, человеческая практика, быт, людская деятельность, ремёсла, науки, земные деяния осмысливаются с точки зрения небесных ценностей, получают своё оправдание в религиозном учении, в божественном замысле.
Энергия, отпущенная человеку в его конечной жизни, тратится им не на безумное потребление, не на бессмысленное и болезненное утоление страстей и пороков, прихотей и похотей, но направляется на самосовершенствование, на творчество, на поиск истины, на соотнесение земной жизни с жизнью бесконечной, небесной и божественной.
Иран – это не страна ночных клубов и увеселительных заведений, роскошных ресторанов и стриптиз-баров, гедонистических наслаждений. В Иране не заметишь суетливого упования на скоротечную жизнь, во время которой нужно как можно больше успеть насладиться, приобрести, накопить.
Иран – это страна университетов и множества школ, страна библиотек и проповеднических кафедр, страна непьющего молодого оптимистического народа, чей разум не замутнён алкоголическим бредом и наркотическим туманом. Искусство и философия Ирана учат благому отношению друг к другу, к природе, ко всему материальному и духовному миру, укрощая в человеке животное, пробуждая в нём божественную сокровенную суть.
Справедливость – центральный момент иранской религиозной и государственной философии. Именно она, справедливость, создала в Иране особый тип демократии, где выборность является непременной и неустранимой нормой, охватывающей парламент, партии, институт президентства, саму религиозную духовную власть, в которой верховный лидер аятолла не ниспослан народу свыше, а является плодом выборной процедуры, совершаемой в духовной среде. Иранская власть – это не произвол индивидуально принимаемых решений, а бесконечное число компромиссов и согласований, происходящих между несколькими центрами влияния и силы. Эти согласования и этот постоянный поиск компромиссов делают политический иранский процесс пусть несколько замедленным, но чрезвычайно плавным и гармоничным, лишённым срыва и надлома.
Иран – это страна не просто молодых пытливых и деятельных мужчин. Это страна молодых прекрасных женщин, чувствующих себя абсолютно свободными. Иранская женщина – это не хмурое, согбенное, лишённое прав существо, запечатанное в чёрный кокон. Она – живой деятельный член иранского общества, занимающийся наравне с мужчинами политикой, наукой, культурой, получающий качественное образование. Она связана через культурные и политические институты, Интернет, открытую прессу со всем иранским обществом, играя в нём наряду с мужчинами важную и видную роль.
Пребывая в студенческих аудиториях, научных лабораториях, богословских школах, на улицах иранских городов, я чувствовал бурлящую, молодую, разлитую повсюду энергию. Эта энергия и есть та термоядерная плазма, уловленная системой государственного и социального управления, способная осуществлять чудеса научного и интеллектуального прорыва, победного военного подвига и божественного прозрения.
Эту энергию вызвал к жизни великий аятолла Хомейни. Праведник, явившийся из изгнания в Тегеран и направивший в революцию бесчисленные миллионы верующих и стремящихся к правде иранцев, сокрушивших пушки и пулемёты шаха.
Ненависть Америки к Ирану кроется не в желании американцев овладеть несметными богатствами иранских нефтяных пластов. Не в страхе увидеть в руках иранских военных атомную бомбу. Не в желании доминировать в этом ближневосточном, очень чутком, нервном районе мира. Страх и ненависть Запада к Ирану заключается в том, что Иран своей государственной и социальной моделью бросил вызов всему ветхому, омертвелому, гибнущему и агрессивному в своей гибели западному миру.
Запад, построивший своё могущество на культе мамоны, на культе денег, фондовых рынков и безумного потребления, надорвал животворные силы человечества. И этот мир сегодня терпит крах.
Иран предлагает иную модель поведения, другую организацию общества, основанную на гармонии земли и неба, машины и человека, духа и материи. Этот образ, предлагаемый Ираном миру, чрезвычайно привлекателен. Может быть, именно здесь, в Иране, после крушения великого Советского Союза, где идея справедливости так и не была осуществлена – реализуется долгожданная и желанная попытка человечества построить гармоническое идеальное общество.
У Ирана много врагов. Они окружили страну блокадой. Предпринимают экономические и военные санкции. Убивают его учёных-ядерщиков. Демонизируют Иран, превращая его в глазах мирового общественного мнения в чудовище.
Достойно самого великого сожаления, что Россия в этой схватке добра и зла примкнула к врагам Ирана, встала на сторону зла, поместила себя в ветхий, погибающий, обречённый на уничтожение мир, отказавшись от своего главного исторического богатства – от идеи справедливости, ради которой Россия прожила весь свой двадцатый век.
Я двигался в ночной тегеранской толпе. Грохотали барабаны и ревели трубы. Качались надо мной страусиные плюмажи. Среди огней смотрело на меня лицо аятоллы Хомейни. Миллионы вышедших на улицы людей дышали единым дыханием, одновременно ударяли себя руками в плечо и сердце. И эти звуки, удары и ритмы, это грохотание бубнов и миллионов сердец создавали грандиозную вибрацию. От этой вибрации трепетали окружающие горы и небесные звёзды, плескались воды окрестных морей, её слышали соседние народы и страны. Мне казалось, что эта вибрация преображает мир. Я был счастлив, что являюсь частью этого преображённого мира.
Я шёл в мусульманской толпе и молился моему православному Богу, славил мою ненаглядную Россию.
Газета "
Завтра"
Ответить
kto platit, tot i zakazivaet muziku. takoi je kak leontiev i shevchenko.
Ответить
А по моему, вся статья Проханова написана от лица мусульманина, и лишь вот эти две строчки как-бы дают знать читателю, что восторгаться мусульманской страной может не только мусульманин, но и православный человек. И как-то даже теплее немного, от того, что и православные обладают иногда здравым умом..
Ответить
Язычник, он и есть язычник, даже если и хорошо говорит. Друзья для муслимов - только другие муслимы. Но ближним может оказаться и не муслим, а который якобы муслим - наоборот. Потому и сказано в Коране, что "любите ближних", и в друзей берите подобных из вас. Но самый великий грех у Аллаха - это его разделять и причислять к нему других богов. Потому может ли Проханов быть ближним или нет, - не известно, но то что гневит он силу Божью, говоря о православном боге, - это точно.
Ответить
Halida...chuvstva Profanova-eto otricanie Allaha kak edinogo Boga ,a eto est' oskarblenie Allaha i velichaysh'ee bogohul'stvo. Chuvstva shiitov eto priobsh'enie k Allahu sootovarish'ey -Ali,Huseyna(r.a)i dr. Poklonenie mogilam i kruzhenie vozle groba Homeyni,vera v skazki i v starie ognepoklonskie shabashi. I eto oskarblenie Allaha i velikoe bogohul'stvo! I mi dolzhni uvazhat' eti chuvstva??? Nash Prorok(s.a.s) bil poslan Vsevishnim ne dlya togo chtobi uvazhat' teh kotorie svoimi yazikami i postupkami tvoryat velikoe beschestie. A dlya togo chtobi iskore...
Читать дальше
Ответить
Машалла!Очень точное сравнение "духовной бомбы" ,которой Иран несомненно обладает(к сожалению пока единственный в этом мире) , с атомной.
Ответить
Браво Проханов браво. А еще и Ирану браво! Правда нам пророк мир ему запретил наносить вред здоровью, не знаю почему шииты так и не могут отказаться от этой привычки. Но в любом случае бить себя в плечо я считаю лучшим, чем пить, курить и прелюбодействовать.
Ответить
Халида-ханум, я Вас прошу... Бессмысленно, ханум, бессмысленно. Во-первых сам Александр Андреевич - потомок крещённых татарских князей-мурза. Говорят, что среди друзей были и князья Юсуповы. Татары-христиане - это не нормально? Во-вторых, русские, принявшие ислам - а это как? Настоящий человек - настоящий человек. А какую веру исповедует, может вообще атеист - какая разница? Исраэль Шамир - 100% еврей, православный - для наших "октябрят" он вообще, наверное, недочеловек 8((( Не говоря об Анне Политковской, заплатившей собственной жизнью ...
Читать дальше
Ответить
ещё его бог русский)
Ответить
Ребята-октябрята! Мир - он разный. И мы должны уважать чувства Проханова также, как он уважает чувства мусульман. Вам это понятно? Боюсь, что нет. Вы такие, какие есть. И боюсь, что изменяться не очень-то спешите.
Ответить
У Ирана есть слово Аллаха! А У Праханова говорит язык, а не голова: как Бог может быть православным или не православным? - только у язычников. Так что, вернее, головой-то он тоже думает, но языческой.
Ответить
МашаАллах! О, Господь, наставь Александра Проханова на путь истинный, чтобы он поклонялся только Тебе. Аминь!
Ответить
Браво Проханов браво. А еще и Ирану браво! Правда нам пророк мир ему запретил наносить вред здоровью, не знаю почему шииты так и не могут отказаться от этой привычки. Но в любом случае бить себя в плечо я считаю лучшим, чем пить, курить и прелюбодействовать.