Top.Mail.Ru

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Формирование духовного пространства современной России

Взаимодействие светских вузов с религиозными структурами основных конфессий  стало поворотным пунктом в диалоге между православием и исламом.

Взаимодействие светских вузов с религиозными структурами основных конфессий стало поворотным пунктом в диалоге между православием и исламом.

Теги:

4
04 Июня 2012г.

В Пятигорском государственном лингвистическом университете, при поддержке аппарата полномочного представителя президента РФ в Северо-Кавказском федеральном округе, прошла международная научно-практическая конференция "Формирование духовного пространства современной России".



Темы развития теологического образования в России и подготовки светскими вузами специалистов для религиозных организаций традиционных конфессий, каковыми на Ставрополье являются православие и ислам, стали основными вопросами конференции.



Организаторами форума выступили: Пятигорский государственный лингвистический университет, Пятигорская и Черкесская епархия РПЦ, ДУМ Ставропольского края, централизованная религиозная организация "Исламский объединенный центр мусульманских организаций России", российский исламский университет имени Кунта-Хаджи, Северо-Кавказский исламский университет имени имама Абу Ханифы, Северо-Кавказский университетский центр исламского образования. Организационную помощь в проведении форума оказали российский Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования.



В мероприятии приняли участие государственные, религиозные и общественные деятели России: представители министерства образования и науки РФ, аппарата полномочного представителя президента РФ в СКФО, православные лидеры Северного Кавказа, мусульманские деятели Северного Кавказа, Москвы и регионов Поволжья, ректоры и преподаватели православных и исламских учебных заведений России, руководители российских общественных объединений, российские и зарубежные государственные деятели и ученые, представители СМИ.



В частности, по линии исламские религиозные и общественные деятели к участию в форуме были приглашены: председатель Ассоциации ООО «Собрание» Мухамед Саляхетдинов и директор российского фонда поддержки исламской науки, образования и культуры Алексей Сикорский (Москва), руководитель мусульманской общины "Даруль Аркам" (Москва), шейх Мухаммад Карачай, глава ЦДУМ Республики Мордовия, член общественной Палаты России Фагим Шафиев, муфтий ЦДУМ Чувашской Республики Айрат Хайбуллов, муфтий ЕДУМ Пензенской области Абдуррауф Забиров, председатель Конгресса мусульманской интеллигенции России, имам-хатыб мечети "Ихлас" (Уфа) Мухамет Галлямов, заслуженный учитель Российской Федерации Виль Казыханов (Казань), директор научно- исследовательского центра содействия развитию мусульманского образования при государственном педагогоческом университете им. М. Акмулы ( Уфа) Валерий Хазиев, и многие другие.

Диалог православия и ислама можно назвать плодотворнымДиалог православия и ислама можно назвать плодотворным






Сам формат встречи и состав участников конференции предполагал интересные дискуссии. Право открыть форум было предоставлено ректору ПГЛУ, профессору Александру Горбунову. С содержательными докладами о формировании духовного пространства в современной России выступили: епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, председатель централизованной религиозной организации "Исламский объединенный центр мусульманских организаций России" Шавкат Авясов, советник департамента культуры правительства Российской Федерации, доктор социологических наук Татьяна Петрова, глава РАИС, муфтий Ставропольского края Мухаммад Рахимов, правящий архиерей Элистинской и Калмыцкой епархии епископ Зиновий, ректоры православных и исламских университетов России.





В рамках конференции прошли два круглых стола на темы теологии: "Перспективы развития высшего богословского образования в России" и "Перспективы развития высшего исламского образования". В рамках работы круглых столов, которые раздельно прошли по секциям православие и ислам, были рассмотрены следующие проблемы: Теологическое образование и преподавание основ религиозной культуры в средней школе; межконфессиональный диалог в образовательном пространстве; государственная поддержка православного и исламского теологического образования; основные направления и перспективы развития православной и исламской теологии в высшей школе; проблемы возрождения системы медресе в регионах компактного проживания мусульман; взаимодействие и сотрудничество государственных ВУЗов с учебными заведениями РПЦ и исламских религиозных организаций. Все доклады прозвучавшие на конференции будут изданы отдельным сборником.



В ходе конференции руководство ПГЛУ подписало ряд важных соглашений о сотрудничестве с централизованными религиозными организациями ДУМ Кабардино-Балкарской Республики и "Объединенный исламский конгресс России", а также с российским православным университетом св. Иоанна Богослова (игумен Пётр (Еремеев).



Предметом соглашений является осуществление сотрудничества по просвещению и воспитанию студентов в духе высоких моральных ценностей, обмену информацией, взаимодействию в учебно-методических и научно-просветительских вопросах, анализу и обобщению опыта совместной работы в области духовно-нравственного просвещения и воспитания современной российской молодежи.



В соответствии с соглашениями стороны наметили проведение совместных конференций, чтений, семинаров, круглых столов по проблемам духовного просвещения, нравственного воспитания, культуры, образования, обсудили планы сотрудничества в совместной разработке, экспертизе, рецензированию учебных программ и учебной литературы по теологическим дисциплинам.



Кроме того, стороны выразили намерения работать над созданием совместных образовательных и просветительских программ и публикаций в СМИ, противодействовать осуществляемой в образовательных учреждениях и в средствах массовой информации деятельности представителей тоталитарных и деструктивных сект и культов.



В рамках деятельности института государственно-конфессиональных отношений ПГЛУ соглашения также предусматривают сотрудничество сторон в проведении курсов повышения квалификации по программам "Основы религиозных культур и светской этики", "Управление в поликультурных, поликонфессиональных регионах".



Необходимо отметить, что на базе ПГЛУ накоплен большой опыт взаимодействия по актуальным вопросам религии, теологии и просвещения. Вместе с Северо-Кавказским исламским университетом имени имама Абу Ханифы, он входил в число организаторов конференции "Формирование духовного пространства современной России" . Вместе с ЦРО "Исламский объединенный центр мусульманских организаций России" университет являлся одним из главных организаторов международной научно-практической конференции "Роль поликонфессионального теологического образования в укреплении межрелигиозного и межнационального согласия как важного аспекта государственной и духовной безопасности".



В рамках конференции состоялась презентация книги "Библия и Коран: параллельные места". Книга, вызвавшая живой интерес лингвистов и специалистов по изучению иудаизма, православия и ислама, адресована самой широкой аудитории, прежде всего, - русскоязычному читателю. В ней, на примерах священных текстов иудеев (Тора) и христиан ( Евангелие), объединенных в Библию ( Ветхий и Новый заветы), и священного текста мусульман (Коран), впервые предпринята попытка дать систематическое представление о смысловых параллелях трех основных конфессий, что способствует межкультурному и межконфессиональному диалогу в рамках богословского и культурного единства на территории Российской Федерации.



Своими впечатлениями о прошедшем в Пятигорске форуме любезно согласился поделиться глава ЕДУМ Пензенской области Абдуррауф Забиров:




"Благодаря таким конференциям можно узнать причины многих проблем, поставить им правильный диагноз и предложить реальные механимы для их решения. В столицу Ставропольского края приехали поделиться своим огромным опытом и видением сложившихся проблем представители многих регионов России: Дагестана, Чечни, республик и областей Поволжья. Мы услышали живую информацию из уст друг друга, имели возможность дискутировать и задавать вопросы.



Незабываемое впечатление у меня оставило посещение горы Машук, с которой открываются бескрайние просторы Северного Кавказа. Но больше всего очаровал Дамбай. Недаром говорят: "Кто на Дамбае не бывал, тот Кавказа не видал! Это самая живописная и красивая часть Кавказа.



Перед началом пятничной молитвы в мечети Пятигорска Мухаммад Рахимов предоставил слово зарубежным гостям: советнику по делам религий посольства Турции в РФ Фахризу Оглык, советнику посольства Республики Иран в РФ, председателю международного университета Аль - Мустафа - Хамиду Резе Солки, а джума-намаз Рахимов попросил провести известного исламского деятеля, шейха Мухаммада Карачая.



Мечеть была забита битком и люди молились даже на улице, но тот заряд бодрости, который мусульмане получили от общения, лишь оживляет духовную жизнь, улучшает добрососедские отношения, придает религиозной деятельности новые импульсы развития, которых нам, вместе с православными, так не хватает в этой жизни.



Из выступающих мне запомнился заслуженный учитель Российской Федерации, член совета движения "Российское исламское наследие" Виль Суфиянович Казыханов. Он автор многих книг и учебных пособий по воспитанию детей, его имя хорошо известно в педагогических кругах России. Учебно- методический комплекс Казыханова: "Уроки веры", "Уроки нравственности", "Ислам и уроки нравственности", хрестоматии, пособия для учителей и учеников, разработка уроков о воспитанных детях и родителях, представляет собой новейшие педагогические технологии для учителей школ, воспитателей детских садов, студентов педагогических учебных заведений, учащихся мусульманских школ. Инновационные разработки педагога- исследователя получили широкое признание. В 2002 году Казыханов был удостоин государственной премии Татарстана имени Каюма Насыри. В 2012 году он выпустил в Уфе книгу "Ислам и уроки нравственности", которая была презентована в Пятигорске.



Мне также близка тема о формировании исламской интеллигенции, с докладом по которой выступил уфимский общественный деятель Валерий Хазиев. Ее подхватил глава ЦДУМ Республики Чувашия Айрат Хайбуллов. У них в Чебоксарах есть центр, где студентам, иногородним гостям и жителям сельской местности предоставляются места для проживания. Помимо ночлега и пищи им там прививают элементы исламской культуры, что также является одной из форм на пути создания исламской интеллигенции.



В свою очередь я выступил на круглом столе в дискуссии по одной из заявленных тем, где в роли модератора выступил муфтий Республики Мордовия Фагим Шафиев. Я выразил сожаление по поводу того, что некоторые высшие централизованные мусульманские организации не подготовились должным образом к тому, чтобы сформировать учительские кадры, снабдить их учебниками для того, чтобы достойная литература была представлена для изучения модулей "Основы религиозных культур и светской этики" в школах. С 4-го класса в них будут преподаваться основы исламской культуры, а в этих учебниках, к сожалению, допущены серьезные ошибки.



Я считаю, что проекты таких учебников должны готовится не только в Москве, а рассылаться для обсуждения по всем регионам России. Тем более Москва, в отличие от регионов Кавказа и Поволжья, ведущим исламским центром не является. Мы знаем, что некоторые структуры централизованных мусульманских организаций на цели исламского просвещения и образования получили от государства 500 млн. рублей, но так и не смогли сделать единый учебник по изучению ислама и обеспечить достойной литературой имамов даже в ближайших с Москвой регионах.



С начала 90-х годов прошлого века мы говорим о создании системы единого религиозного образования, но все эти дискуссии остаются голословными. Ведь многие регионы, к сожалению, сегодня имеют свои программы, которые правоверных не объединяют, а только разъединяют.



Сегодня все муфтияты, по моему мнению, должны объединяться и вместе создавать единую систему исламского образования. Для этого необходимо провести мониторинг в регионах, чтобы каждый из них внес в этот процесс свою лепту, а не устраивал междусбойчики ссылаясь на разночтение в учебниках. Мы должны стремится к тому, чтобы объединять своих учеников, иметь возможность проводить между регионами совместные исламские олимпиады по единому учебному стандарту, который, в виде трехступенчатой системы исламского образования, существовал в России до Октябрьской революции.



Именно этой теме был посвящен доклад советника департамента культуры и правительства Российской Федерации Татьяны Петровой, которая затронула вопрос обучения основам религиозных культур в общеобразовательной школе/ Главная проблема, по ее мнению, заключается не только в подготовке преподавателей, а в привлечении и создании условий тем людям, которые бы могли вести эти предметы на профессиональном уровне. В том, что она предлагает начать обучение предмету с изучения мнения родителей и налаживания общественной . аттестации образовательных программ, параллельно с государственной, мусульмане Пензенской области полностью согласны и не раз поднимали этот вопрос перед органами управления образования региона.



Конференция выявила востребованную необходимость диалога между исламом и православием. Об этом много говорилось и на презентации книги "Библия и Коран: параллельные места", которую представила директор института государственно-конфессиональных отношений ПГЛУ Валентина Лаза. Действительно, в Коране и Библии есть много объединяющих факторов и мест содержащих общие ценности, которые несут христианство и ислам. Они идентичны и больше похожи, чем расхожи.



В Коране, к примеру, есть много аятов и сур, в которых наблюдаются параллели с посланиями библейских пророков. Как показал анализ книги, подготовленной при содействии епископа Феофилакта, 69 из 114 сур Священного Корана соответствуют главам, которые имеются в Библии. Это событие в жизни российской уммы и православной паствы РПЦ можно назвать знаковым, ибо оно свидетельствует о том, что духовная культура христианских и исламских народов России складывалась на основе близких друг другу религиозных традиций.



Недаром глава ЦРО "Объединенный исламский конгресс России" (Объединенный муфтият) Шавкат Авясов предложил поставить вопрос о создании на базе ПГЛУ общероссийского координационного центра межрелигиозного диалога для православных, мусульман, иудеев, что помогло бы в сближении разных по вере, культуре и менталитету народам России. В качестве положительного примера он привел деятельность мусульманской общины города Москвы "Даруль Аркам", где детей и молодежь обучают не только исламским дисциплинам, но и межрелигиозному диалогу, патриотизму, межнациональной дружбе.



Взаимопонимание между представителями ислама и православия, которые вместе прошли путь через горнило тяжких испытаний и гонений в годы атеизма, как подчеркнул руководитель российской Ассоциации исламского согласия (РАИС), председатель ДУМ Ставропольского края, муфтий Мухаммад Рахимов, является одним из ключевых факторов стабильности в стране, важным элементом в укреплением многоконфессионального и многонационального единства народов России.



Близость его взглядов полностью разделил и епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт: "Сегодняшним убеждением встречи и нашего межрелигиозного диалога должен быть принцип, основанный на общих надеждах. Когда мы подходим к нашему диалогу, притягиваясь к надеждам, тогда наше стремление к этим надеждам будет способствовать реальному нашему сближению" - выразил архипастырь позицию РПЦ. Но при этом он подчеркнул, что "сближение должно основываться, прежде всего, на понимании. И когда мы понимаем друг друга, тогда мы можем делать что-то вместе. Эти цели и задачи вложены в теологическое и духовное образование".



Мне особенно приятно было услышать слова владыки Феофилакта о том, что самыми надежными партнерами, братьями, остаются те, кто исповедует традиционные религиозные культуры. Вот на этой оптимистической ноте мне и хотелось бы завершить свой краткий обзор о конференции в Пятигорске", - заявил IslamNews духовный лидер пензенских мусульман.





Автор: Искандер Бахмутов

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (4) Версия для печати

Добавить комментарий

maryam1 ★★★
05 Июня 2012г.
Ответить

О те, которые уверовали! Не считайте иудеев и христиан своими помощниками и друзьями, поскольку они помогают друг другу. Если же кто-либо из вас считает их своими помощниками и друзьями, то он сам является одним из них. Воистину, Аллах не ведет прямым путем несправедливых людей.Сура 5. аль-Маида

    Равиль
    05 Июня 2012г.
    Ответить

    марьям 1! передергивать не надо.Нигде к верующим христианам нет ни слова плохого в Коране.Только к многобожникам и искажающим данные ранее истины .Не работайте на разделение верующих.Это харам.

      emagik
      10 Июня 2012г.
      Ответить

      На мой взгляд, Равиль, марьям 1 не передергивает. Давайте относиться уважительно к мыслям и высказываниям всех участников. И стараться избегать таких обвинений. Наоборот, всячески поддерживать. Даже если на наш взгляд собеседник ошибается. Ведь здесь высказываются люди, кому не "все равно". И кто не сидит тихо "в кустах" в сторонке.
      По поводу единого конфессионального пространства. Это, как я понимаю, принципы добрососедства. Уважение соседей разных вероисповеданийй. И к таким отношениям призывали участники конференции. Ведь мы живем в многоконфессиальном государств...
      Читать дальше

Ибн сахаб ★★
05 Июня 2012г.
Ответить

Пророк(с.а.с)сказал:"Человек будет с теми,кого он любит"