Гимн раздора

Мусульмане просят пересмотреть гимн Кубани
В Краснодарском крае разгорается скандал, связанный с местным гимном, который, по мнению мусульман Кубани и соседней Адыгеи, оскорбляет их религиозные чувства. В свою очередь законодатели края не усмотрели в тексте патриотической песни на стихи священника, ничего противозаконного. Корреспондент IslamNews попытался выяснить, в чем же проблема главной песни жителей края?



Житель Адыгеи Мурат Дударев написал письмо в Духовное управление мусульман Адыгеи и Краснодарского края, в котором он выразил свою позицию по поводу слов в гимне Краснодарского края, «оскорбляющих религиозные чувства мусульман».



Толерантность – это, прежде всего способность признавать права других, как свои собственные, это терпимость к иной культуре, иной религии. «Без терпимости нет согласия и мира, что, безусловно, плохо, ведь межрелигиозная рознь никому не нужна. Но как же быть толерантным, когда Краснодарский край грубо попирает религиозные чувства мусульман, что проявляется в символике края. Гимн Краснодарского края не отвечает принципу толерантности, прежде всего межконфессиональной», – отмечается в письме Мурата Дударева.



Возмущение автора вызывают следующие строки:



О тебе здесь вспоминаючи,

Как о матери родной,

На врага на басурманина

Мы идем на смертный бой.



История гимна Кубани такова: историко-патриотическая песня была написана в 1915 г. на турецком фронте на стихи священника К.Образцова. Сохранив этот текст, 24 марта 1995 г. Законодательное Собрание Краснодарского края принимает эту песню в качестве гимна края.



Видимо, это и уникальный случай, когда гимн призывает идти в бой на носителя другой религиозной конфессии, указывая на это различие.



В соответствии с толковым словарём В. Даля слово «басурманин» – неверный, нехристианин, особенно мусульманин, а иногда всякий неправославный; всякий иноземец и иноверец, в неприязненном значении, особенно азиятец или турок.



Законодатели ничего оскорбительного не усмотрели



Адыгскими активистами, наряду с духовными лидерами республики неоднократно ставился вопрос об изменении этого провокационного текста, который влияет на этнопсихологию мусульман Краснодарского края, и не только. Однако положительной реакции не было. Видимо, законодатели края, в пылу казачьего патриотизма, не поняли этнополитическую ущербность текста.



Для примера, в 19 веке существовала иная система ценностей, признаваемых на государственном уровне, в стране с монархической формой правления были иные межнациональные и межконфессиональные отношения.



«Эти отношения нельзя проецировать на современную жизнь в демократическом государстве, наивысшими ценностями в котором являются общепризнанные права и свободы человека и гражданина, тем более возводить на уровень государственных символов. Смысловым значением процитированной строки из гимна Краснодарского края с учётом не их предметности, а символизма является борьба православных христиан с представителями иных религиозных конфессий (особенно мусульман), формирование в качестве врага образа мусульманина либо иного человека, исповедующего другую религию, кроме православия и готовность к насильственной борьбе с ними вплоть до смертельного исхода», – отмечает автор письма Мурат Дударев.



С ним нельзя не согласиться, ведь гимн Краснодарского края воспроизводится на торжественных церемониях, в ходе теле и радиовещания. И не удивительно, что у представителей мусульман, а не православного христианства, (на кого, по-видимому, был рассчитан текст) это может оскорбить.



Национальное самосознание и религия



Для адыгов тема национального сознания, является наиболее болезненной, так как Кавказ – один из немногих регионов, где почти полностью был изменен этнический состав населения. Это произошло в результате событий Кавказской войны (1817-1864 годы).



Адыги месте с черкесами и кабардинцами входят в одну этническую общность, представители которых на территории России в основном живут в Адыгее, Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии. Ранее их национальная автономия простиралась и по территории современного Краснодарского края.



Время от времени местные национал-патриоты поднимают тему признания геноцида всего черкесского народа, однако в связи с предстоящей Олимпиадой-2014 года в Сочи, этой теме искусственно придается политическая окраска.



Как отмечает Самир Хотко ведущий сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований, речь идет только о том, чтобы российское общество признало трагедию адыгского этноса, всех этносов северо-западного Кавказа, и перевернуло эту трагическую страницу черкесской истории. Вместо этого нам говорят: "Ничего не было".



Эксперт рассказал о том, что Кубанское телевидение очень часто показывает сюжеты о Кавказской войне, в которых исключительно пафосно показывается роль русских генералов, создавая у людей некий моральный облик, к которому надо стремиться. "Этим генералам, как будто специально возводятся монументы, причем, наиболее одиозным из них. В Армавире поставили памятник Зассу, человеку, платившему 10 рублей своим солдатам за отрубленную голову. Памятник генералу Ермолову, воздвигнутый в Пятигорске, тоже вызывает удивление", – отметил Самир Хотко.



История с гимном Кубани является такой же опасной для самосознания мусульманских народов западного Кавказа, в первую очередь адыгов.



В своем письме от имени единоверцев Мурат Дударев отмечает, что простые люди не вдаются в подробности истории создания гимна, они слышат раздражающие их слова «на врага на басурманина мы идём на сметный бой».



«Гимн Краснодарского края может привести к разжиганию межрелигиозной розни. Сейчас многие граждане уже начали возмущаться этими строками из гимна», – говорит автор письма.



В завершении автор письма говорит о необходимости, рассмотреть вопрос о направлении официального протеста в Законодательное Собрание Краснодарского края о недопустимости слов в гимне края, которые могут привести к разжиганию межконфессиональных конфликтов, в частности между русскими и адыгами, и призвать законодательный орган края изменить соответствующую часть гимна.









Автор: Амина Магомедова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

tawheed 31 Октября 2011г.
Ответить

Крестовый поход никто не отменял... Нас уже давно окрестили выдав паспорта с крестами, иконой и двухголовой птицей-уродом. Оккупация-алкоголизация, то есть освобождение Западного Кавказа от кавказцев, является тоже благом для нас.

mubarek 29 Октября 2011г.
Ответить

Они пусть начало пьянство победят, иначе слова гимна не смогут прочесть и пропеть...

BERGMAN 29 Октября 2011г.
Ответить

Во всем мире на мусульман бочку катят и в покое не оставляют издеваются как только могут,а тут еще эти засранцы на смертный бой хотят подняться,себе на з........цу приключений ищут.

Izhevsky 29 Октября 2011г.
Ответить

Гимн - это не проблема, его знают-то от силы 1% населения. А вот геноцид надо бы признать, некрасиво по отношению к собственному населению, и это ещё мягко сказано!

mubarek 29 Октября 2011г.
Ответить

Они пусть начало пьянство победят, иначе слова гимна не смогут прочесть и пропеть...

BERGMAN 29 Октября 2011г.
Ответить

Во всем мире на мусульман бочку катят и в покое не оставляют издеваются как только могут,а тут еще эти засранцы на смертный бой хотят подняться,себе на з........цу приключений ищут.

Izhevsky 29 Октября 2011г.
Ответить

Гимн - это не проблема, его знают-то от силы 1% населения. А вот геноцид надо бы признать, некрасиво по отношению к собственному населению, и это ещё мягко сказано!

Яндекс.Метрика