Индийский писатель: cуфии – ни индуисты, ни мусульмане?

Наставники индо-пакистанского тариката чишти посещают кораническую выставку в Лахоре (Пакистан)

Наставники индо-пакистанского тариката чишти посещают кораническую выставку в Лахоре (Пакистан)

Теги:





0
20 Января 2014г. (18 Раби аль-авваль)
Выступая на двухдневном семинаре под названием «Святая гармония суфизма», прошедшего в рамках традиционного театрального фестиваля в индийском городе Бахурупи, известный индийский писатель Роджаппа Дальвой высказал мнение, что суфиев следует отделять, как от индуистов, так и от мусульман. Суфизм, по его мнению, это не религиозное учение,а, скорее, образ жизни, сообщает Deccan Herald.



Писатель также отметил, что важно различать «улемов» и « суфиев». Первые, по его мнению, – это фундаменталисты, жестко придерживающиеся рамок религии ислама, в то время, как «суфии» воплощают собой «самосознание и самореализацию» и не ограничены учением и практикой определенной религии.



Раджаппа Дальвой очень сильно сокрушался по поводу растущих в современном индийском обществе противоречий между кастовой и религиозной идентичностью. По его мнению, позиция «суфиев», пытающихся преодолеть эти разделения, может сыграть положительную роль в преодолении межобщинных трений в стране. Кастовое и религиозное разделение противоречит Конституции Индии. В стране ныне насчитывается 1049 каст, но только три религиозных сообщества пытаются соблюсти кастовые разделения.



Консервативные мусульмане и индуисты страны также не считают «суфиев» за своих.



Такой «взгляд со стороны» во многом объективен, но только для Индии, где большинство «суфийских тарикатов» (чишти и т.п.), а также их ответвлений, давно ушли за рамки шариата, превратившись в сообщество религиозно-универсалистского характера, в которых атрибутика мусульманского происхождения осталась чисто внешней. Впрочем, ученые, изучающие историю суфизма, уже давно отмечают, что еще на заре формирования этого течения (VIII-X вв) в нем выделилось два условных направления. Первое – «багдадское» или «иракское» , последователи которых считали,что суфийские практики возможны только в рамках религии ислама и соблюдения шариата признавалось необходимым условием для практик тариката. Второе направление – «персидское» или «хоросанское» имело тенденцию не ограничивать себя рамками лишь одной религии. Понятно, что многокультурная и многорелигиозная Индия стала благоприятной средой именно для второго направления.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий