Арабский преподаватель БИА прокомментировал пассаж об «обращении за помощью к обитателям могил»

Шейх Аль-Асри Саиф Али Мохамед

Преподаватель Болгарской исламской академии (БИА) Аль-Асри Саиф Али Мохамед, привлеченный к дискуссии вокруг книги «Кәлам Шәриф. Мәгънәви тәрҗемә», дал пространный богословский комментарий, в котором разделил два понятия, - а именно «и исполняющими поручения» и «когда вы отчаетесь в делах, просите помощи у обитателей могил».

В книге, изданной ДУМ Татарстана, понятия оказались связаны единым контекстом, и вызвали недоумение у читателей. Их логическая связка хорошо прослеживается из текста перевода:

«Не исключено, что клятвы, которые упоминаются в этих аятах (речь идет о первых аятах суры «Вырывающие»), касаются душ святых приближенных Аллаха (авлия). Их святые души полностью отделившись от тел, в каком-то радостном состоянии, достигают мира ангелов. И как будто бы плывя, очень быстро передвигаются с места на место и, благодаря своей особой духовной силе (возможности), воссоединяются с духовными сущностями, управляющими делами творений. Поэтому сказано: «Если вы в своих делах окажетесь в затруднительном положении, то просите помощи у обитателей могил!» (Байдави, Фахруррази, Шихаб).

Интервью с преподавателем исламской академии появилось на сайте республиканского духовного управления. Со слов шейха, по существу проблемы он понял, что каждую из вышеупомянутых фраз критикуют отдельно.

«Фраза же, которую, как мне сообщили, критикуют некоторые люди, да простит им Аллах, и нашли ее сомнительной, является толкованием аята Куръана: «и исполняющими поручения», – пояснил он в ходе беседы.

Далее он разъяснил значение этой фразы с позиции классического богословия.

«Кто такие «исполняющие поручения»? – сказал он. – Мы встречаем ряд толкований этого слова в Куръане. Из этих толкований следует, что «исполняющие поручения» – это благородные души. Либо души живых, либо души мертвых.

По словам шйеха, «исполнение» создано Аллахом, но причин «исполнения» воли Аллаха может быть множество.

«Почему мы не ограничиваем слова Аллаха «исполняющие поручения» только лишь ангелами, разве они божества наряду с Аллахом? Нет, они – одни из творений Аллаха. И если отнести «исполнение» воли Аллаха к ангелам, то это не навредит Единобожию. Так почему же, если мы отнесем «исполнение» воли Аллаха к другим творениям, то это как-то должно навредить Единобожию?», – добавил он.

Закончив с толкованием этого аята, ученый-богослов перешел ко второй «критикуемой» фразе.

«Перейдем к фразе, которая подверглась нападкам некоторых наших братьев: «Когда вы отчаетесь в делах, ищите/просите помощи у обитателей могил». Что они поняли из этого предложения? – сказал Асри. – В действительности, я не знаю об этом. Но если мы обратимся к ученым, то у них было несколько толкований этому, одним из которых было следующее: «Если ты находишься в замешательстве относительно какого-либо из мирских дел, то есть не знаешь обратиться ли тебе к мирским утехам или удержаться от этого, заниматься ли тебе делами, в которых нет пользы или совершать дела, приносящие пользу – любые ситуации, где человеку приходится выбирать между отречением от мирского и страстями, между получением знания и наживой".

При этом преподаватель БИА подчеркнул, что данное высказывание не является хадисом.

«Что же значат эти слова? – продолжил он. – Если тебе приходится выбирать между отречением от мирского и страстями, между получением знания и наживой, то иди за советом к обитателям могил и посмотри, что стало с ними, взяли они с собой свое имущество? А свою власть? Помогли ли им развлечения и забавы, которым они предавались в этом мире? Нет, это все не принесло им пользы. И когда ты обращаешься к обитателям могил, то знай что не помогло им ничего, кроме благих дел».

Таким образом шейх Аль-Асри Саиф Али Мохамед представил толкование, которое ранее уже прозвучало в официальном разъяснении муфтията Татарстана. Однако, как полагают авторы одной из рецензий, проблема заключается в том, что в самой книге этого толкования нет, из-за чего и возникла двусмысленность и разгорелась полемика вокруг издания.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Rustam 22 Февраля
Ответить

"Зловещие мертвецы" Камиля хазрата, 3 серия! Запасаемся попкорном

Имам 22 Февраля
Ответить

Уважаемый шейх аль-Асри, во-первых, благодарим вас за пояснение и комментарий, во-вторых, хочется отметить, что претензии читателей связаны в двумя моментами: 1- с выводом, приписываемым авторами данного перевода имаму аль-Байдави, что он якобы сказал: "Поэтому сказано: «Если вы в своих делах окажетесь в затруднительном положении, то просите помощи у обитателей могил!» Однако в тафсире аль-Байдави этих слов мы не находим, соответственно это слова кого-то другого, но не аль-Байдави; 2- комментарий имама Мулла Али ль-Кари приведен авторами данного перевода без пояснения и без правильной трактовк...
Читать дальше

Altaec 23 Февраля
Ответить

Уже просто смешно, кто следующий по выгораживанию этого косяка, хотя вряд ли это случайно, сущность у них такая. Кто критиковал ученых Ислама? Вот и Бог пометил шельму!

Rustam 24 Февраля
Ответить

Самигуллин и Ко ввели в заблуждение этого шейха

Akhmad 26 Февраля
Ответить

На официальном сайте татарстанского муфтията выложено интервью с преподавателем БИА шейхом аль-Асри, который пытается разъяснить мусульманам, что, в принципе, к обитателям могил (авлия) обращаться можно, и даже нужно. По его словам, обращение к обитателям могил (к авлия) называется «тавассуль» (в переводе с араб. – посредничество) и основной смысл фразы «…Когда вы отчаетесь в делах, просите помощи у обитателей могил» именно, об этом. «Но если - как он говорит - мы обратимся к ученым, то у них было несколько толкований этому… Одним из таких толкований было то, которое привел Мулла Гали Аль-Кари...
Читать дальше

Akhmad 26 Февраля
Ответить

Субхан Аллах