Об «обитателях могил» в татарском тафсире

Фото: info-islam.ru

Фото: info-islam.ru

Теги:

21
20 Февраля

Изданная муфтиятом Татарстана книга «Кәлам Шәриф. Мәгънәви тәрҗемә» стала предметом жаркой дискуссии из-за двусмысленного текста об «обращении за помощью к обитателям могил». Читатели обратили внимание на то, что как сама фраза, так и общий контекст, в который она входит (касающийся «душ святых приближенных Аллаха, отделившихся о тел и достигших мира ангелов»), противоречат ключевому в исламе постулату Единобожия. В сетях и мессенджерах это произвело эффект разорвавшейся бомбы – после чего муфтияту пришлось оперативно тушить пожар эмоций официальными пояснениями. Между тем, издание уже разошлась по городам и весям, и довести логические конструкции муфтията до каждого его читателя, увы, не представляется возможным.

Проблемы можно было избежать, если бы заведомо двоякая фраза была сопровождена соответствующими комментариями в самой книге. А при более академическом подходе – и хадисоведческим анализом, дающим понимание о степени достоверности использованных в ней источников. В этом уверены авторы предлагаемого ниже небольшого исследования на данную тему.

В предисловии книги «Кәлам Шәриф. Мәгънәви тәрҗемә» на татарском языке упомянуты тафсиры, которыми пользовались ученые ДУМ РТ при написании данного «уникального татароязычного богословского труда». В приведенном перечне есть тафсир «Куръан Маджид», принадлежащий перу шейха Махмуда афанди Накшбандий аль-Уфи. Если сравнить резонансную сноску из «Кәлам Шәриф. Мәгънәви тәрҗемә» со сноской из «Куръан Маджид», то очевидно, что эта сноска переведена с турецкого языка из книги Махмуда афанди.

Оригинал турецкого тафсира:

«Âyet-i celîlelerde geçen yeminler, evliyâullâhın ruhları gibi birtakım fazîletli ruhlara ait olabilir ki, bunagöre bedenlerinden tamamen ayrılan bu kutsal ruhlar melekût âlemine sevinçli bir şekilde ulaşır,orada yüzer gibi gezinir, nezih makamlara süratlice varır, şerefinden ve manevî gücünden dolayı da yaratıkların işlerini yöneten rûhânîlere katılırlar. Bundan dolayı: “İşlerinizde şaşkına döndüğünüz zaman kabir ehlinden yardım isteyin!” buyurulmuştur. (Beyzâvî, Fahrurrâzî, Şihâb)»

Перевод с турецкого на татарский:

«Аяте кәримдә телгә алынган антлар Аллаһның дуслары булган әүлияләрнең рухлары кебек фазыйләтле рухлар белән бәйле була ала. Бәдәннәреннән тәмам аерылган бу изге рухлар фәрештәләр галәменә сөенечле бер шәкелдә ирешәләр, анда йөзеп йөргән шикелле бер урыннан икенче урынга бик тиз күчәләр, шәрәфләре һәм рухи көчләре сәбәпле, мәхлукларның эшләре белән идарә иткән рухани затларга кушылалар. Шуңа күрә: «Эшләрегездә аптырашка калган чагыгызда кабер әһелләреннән ярдәм сорагыз! – дип әйтелгән (Бәйдави, Фәхруррази, Шиһаб).

Перевод с татарского на русский:

«Не исключено, что клятвы, которые упоминаются в этих аятах (речь идет о первых аятах суры «Вырывающие»), касаются душ святых приближенных Аллаха (авлия). Их святые души полностью отделившись от тел, в каком то радостном состоянии, достигают мира ангелов. И как будто бы плывя, очень быстро передвигаются с места на место и, благодаря своей особой духовной силе (возможности), воссоединяются с духовными сущностями, управляющими делами творений. Поэтому сказано: «Если вы в своих делах окажетесь в затруднительном положении, то просите помощи у обитателей могил!» (Байдави, Фахруррази, Шихаб).

Мусульманам предписан «хуснуз-зан» – думать друг о друге исключительно хорошее. Поэтому здесь не место теориям заговора. Скорее всего, ученые ДУМ РТ до разразившегося скандала не придали значения оригинальной цитате Байдави (на арабском языке), в которой нет слов об «обитателях могил», а просто внесли в татарский тафсир то, что перевел для них переводчик из вышеупомянутого турецкого тафсира шейха Махмуда афанди Накшбанди аль-Уфи. В противном случае перевод цитаты с арабского однозначно звучал бы иначе, а самое главное – было бы понятно, что словам об «обитателях могил» здесь не место, а упомянутая сноска в таком виде выглядит немного нелогично. Ведь цитата Байдави об одном, а фраза об «обитателях могил» совсем о другом, и она – исходя из того, что изложено официальным представителем ДУМ РТ – не может быть продолжением цитаты Байдави.

Нужно признать, что ученые ДУМ РТ – как и все – не застрахованы от ошибок, и позволили просочиться двоякому тексту в татарский тафсир, который всколыхнул татароязычных мусульман. Ведь наши предки никогда не поклонялись ни могилам, ни их обитателям и, как адекватные традиционные мусульмане, не просили ни у кого, кроме Всевышнего Аллаха! Но радует то, что обоснованная реакция читателей в Сети сподвигла представителей ДУМ РТ еще раз вернуться к тексту и внести некоторую ясность.

Главное здесь – что ДУМ РТ согласилось с двоякостью смысла приведенной сноски и поспешило разъяснить мусульманам, что слова об «обитателях могил» имеют совсем другой смысл, и что обращаться к «обитателям могил» за помощью просто недопустимо. Это – ширк! А хадис нужно понимать именно так, как его прокомментировал имам Мулла Али аль-Кари: «…«Идите на кладбище, задумайтесь о смерти, и через мысли о смерти кайтесь в своих грехах». Да, в затруднительной ситуации, в которой может оказаться каждый, это может помочь. Но ни в коем случае нельзя, «отчаиваясь в делах, искать или просить помощи у обитателей могил» в прямом смысле этого выражения, как понимают этот некоторые недалекие люди.

В поддержку слов официального представителя ДУМ РТ хотелось бы привести высказывание российского татарского ученого-богослова, муфтия, религиозного и общественного деятеля Галимджана Баруди в журнале «Дин вә әдәп» в 1916 году. На вопрос Салахуддина Арыслани из деревни Ямбухтино Спасского района: «Достоверен ли хадис: «Если вы в своих делах окажетесь в затруднительном положении, то ищите помощи у обитателей могил»? Если достоверен, то каким образом следует искать эту помощь у обитателей могил?», Галимджан Баруди ответил следующим образом: «Вышеупомянутый хадис не приводится учеными-хадисоведами, ибо он не имеет основы. А не имеющий основ хадис нельзя назвать достоверным. Этот хадис упоминает Кемаль Паша в своей книге «Сорок хадисов». Но автор, хотя и является одним из авторитетных ханафитских ученых, но в хадисоведении он таковым не считается. Поэтому полагаться на его слова, в вопросах хадисов, будет неправильно. Но даже если предположить, что этот хадис достоверный, то скорее всего, его смысл состоит в следующем: если, человек в своих мирских делах оказался в затруднительном положении и впал в отчаянье и безысходность, то пусть он пойдет на кладбище и задумается о положении обитателей могил, которые покинув этот мир, вернулись к Аллаху, не взяв с собой ничего. Он, непременно, поймет, что все его проблемы и беспокойства в сравнении с их положением – это мелочи, игрушки, и тогда его мирские переживания рассеются, а душа успокоится. В этом и будет заключаться помощь от обитателей могил. Подтверждает эту мысль следующий хадис от Анаса, переданный Байхаки: «Посети могилы и задумайся о предстоящем воскрешении». Однако Байхаки считает, что этот хадис не достоверный, потому что человек, от которого он исходит, никому не известный Макки бин Нумайр. Тем не менее, из предыдущего хадиса ясно, что основная цель посещения могил, это назидание для нас, чтобы мы никогда не забывали о смерти». 1916, № 10.

Таким образом мы видим, что при заимствовании этой сноски из турецкого тафсира шейха Махмуда афанди Накшбанди аль-Уфи, ученые муфтията банально не сверились с оригиналом. Из-за чего создалось впечатление, что в религии Единобожия, можно обращаться за помощью к успошим, которые якобы выполняют особые поручения Всевышнего Аллаха» (ничем не подтвержденные слова Байдави) и могут реально помочь в устранении проблем. Тем не менее, своевременная реакция ДУМ РТ оказалась очень востребованной и в итоге все согласились, что «…смысл этих слов становится понятен при восстановлении контекста, в котором их приводят ученые…».

Автор: Фидаиль хазрат Яруллин, Рамиль хазрат Фасахов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Расул 20 Февраля
Ответить

Из этого разъяснения понял проблему

Altaec 20 Февраля
Ответить

Косяк, семь раз отмерь - один раз отрежь...

Аллаhнын колы 20 Февраля
Ответить

Все конкретно и четко. Аллаh кабул итсен!

Ахмад 20 Февраля
Ответить

Подождите, уважаемое духовенство: если Камиль хазрат в соцсетях пишет "с современным татароязычным богословским трудом, который завоевал широкую популярность" , то это как минимум должно означать что над ним действительно работали татароязычные современные богословы. Во-первых откуда их столько набралось? Где можно ознакомиться с перечнем кто входит в этот список, и кто назван современным богословом? Во вторых, Самигуллин сам хоть то должен понимать что нет в республике столько "богословов", или щас каждый выпускник теологии и медресе уже богослов? Раз этот труд - банальный перевод с ту...
Читать дальше

    нияз ишмухаметов 20 Февраля
    Ответить

    Согласен. Они 7 лет готовили эту книгу и в первую очередь должны были проверить именно на такую грубую ошибку. Сейчас у них 3 варианта: 1) отозвать все книги и исправить ГРУБУЮ ошибку, 2)донести до каждого владельца книги свою трактовку, 3) авось пройдет, забудут.

    Sirius 23 Февраля
    Ответить

    Все гораздо тривиальнее. Кто деньги на книгу давал, "тот музыку и заказывал".

Ансат 20 Февраля
Ответить

«Если вы в своих делах окажетесь в затруднительном положении, то просите помощи у обитателей могил!» — ни о каком двояком смысле здесь и речи быть не может. Здесь ясно и понятно призывается к взыванию к умершим. Авторы этого тафсира именно это и хотели выразить. Потому что это соответствует их убеждениям. Ведь и Мубараков и Самигуллин не скрывают то, что учились в медресе Исмаил-Ага в Стамбуле, где духовном лидером является Махмуд афанди. В этом медресе как раз и проповедуется это вероубеждение — взывание к умершим. И ещё, сейчас оправдания ДУМ РТ бесполезны, ведь данный тафсир разослан, и не ...
Читать дальше

альберт хисамиев 20 Февраля
Ответить

китапларны жыярга янадан бастырырга кирэк

Rustam 20 Февраля
Ответить

Очередная серия зловещих мертвецов Камиля хазрата

Али 20 Февраля
Ответить

Интересно, а кто читает их тафсиры?)

Куляса 21 Февраля
Ответить

А я бы хотел отметить, что в конце своего оправдательного заявления Мубараков говорит: «Таким образом, смысл этих слов становится понятен при восстановлении контекста, в котором их приводят ученые». Это хорошо, что ДУМ РТ в лице их официального представителя Булат хазрата Мубаракова отнекалась от ширкийской трактовки своего же комментария с упоминанием сфабрикованного хадиса, альхамду лиЛлях. Но тут возникает вопрос: каким образом простые читатели, не прослушавшие заявления хазрата Мубаракова должны восстанавливать контекст и правильно понимать смысл этих слов?! Ответ: да никак! Читатель ка...
Читать дальше

Абу Исмаил 21 Февраля
Ответить

Братья и сестры не читайте и не слушайте этих заблудших суфистов!!! Есть хороший тафсир Ас Саади, ВСЕМ РЕКОМЕНДУЮ!

    Руслан 24 Февраля
    Ответить
    -1

    А читать ваши переводы утонувшие в таджсиме? Типа перевод Кулиева? В которых только и приписывают Аллаhу телесность?!

Муслим 21 Февраля
Ответить

К сожалению не первый случай когда духовенство РТ, оказывается в эпицентре скандальных событий. В 2012 г попытка установить памятник скульптуры в образе мифического зверя а больше похожего на шайтана.. И назвать эту скульптуру "защитницей Булгар," чуть татарский народ в язычников не превратили астафирулла. Не думаю что это бональная ошибка, с тафсиром. Теперь, как поступить с этим изданием?

Шамиль 21 Февраля
Ответить

Алланын рахмәте яусын сезгә хәзрәтләр! Очень мягко и интеллигентно все разъяснили нам "откуда ноги растут" )). Статья с максимальным хуснуз-зонном о написавших тафсир. Дай Аллах и авторам тафсира суметь на таком же уровне участвовать в этой дискуссии, а нам всем правильного вероубеждения, Амин!

Муслим 21 Февраля
Ответить

Астагфируллах ,,, Надо просить только у единого Аллаха, он только один отвечает на мольбы

АбдуЛлаh 22 Февраля
Ответить

Пишет глава суфистов Саид-афанди Ацаев: Пророк (мир ему и благословение Аллаха) говорит: «Если вы отчаетесь в исполнении какого-нибудь дела, вы идите на кладбище и просите помощи там от покойных, – идите к могиле и просите». Как можно просить, не вспоминая того, кто похоронен на кладбище? Как же просить помощь умершего, не взывая к нему (имеется в виду посредничество)? Если просить не у Аллâха (Пречист Он и Возвышен), как же можно просить помощи у покойного? Как назвать это, если не рабитой? Эти слова давно уже распространились различными тарикатчиками! Вот оттуда и "ноги растут" от разных...
Читать дальше

АбдуЛлаh 22 Февраля
Ответить

Сказал имам Ибн аль-Каййим: «Из них различные выдуманные хадисы, их выдумали поклоняющеюся идолам из числа могилопоклонников, относя их к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Они противоречат религии и тому с чем пришел (пророк), как например хадис: «Когда вы отчаетесь в делах то обращайтесь к обитателям могил» и хадис «Если кто-нибудь из вас хорошо подумает о камне, тот принесет ему пользу» и подобные этим хадисам, которые противоречат религии Ислам, их выдумали многобожники и находятся в обращении у подобных им заблудших невежд». — (См. "Игъасатуль-ляхфан» с. 394-395) ...
Читать дальше

Sirius 23 Февраля
Ответить

Через пару поколений скажут: "смотрите, что ваш любимые предки-хазраты в своих тафсирах писали - просите помощи у мертвых, неужели вы считаете, что ваши отцы не были на истине?" А про "объяснения контекста" уже и не будет помнить никто)

Камиль 26 Февраля
Ответить

Это они так перед публикой, стыдно стало...на самом деле эта команда разрешает тавассуль посредством мертвых и испрошение (истигаса) у мертвых, просто не осмеливаются сказать, если спросите наедине и без камер - они вам скажут...

Раис 01 Марта
Ответить

Ассаламу алейкум... вот и случилось , Аллах раскрыл их Души... в Росси тоже суфизм и тарикаты , аузу биллях... учился в Медресе Гали (Самар.обл.) через пол года ушел . Учился потом в Медресе Октябрьске (Башкирия) , тоже стало НЕ выносимо , когда ректор говорит , что христиане братья и делаем общее дело , астагфируллах , везде ректоры - ученики Талгата хазрата...шакирды говорят , что у Пророков можно ждать помощи и т.д. Много неприятного в этих Медресе ... а в Итоге - вот такие Тафсиры печатают наши "умники хазраты". Аллах сказал - Я рядом , просите только Меня !!! БаракаЛлаху фикум ахий уа у...
Читать дальше