Демократия - современный механизм иджтихада

Рашид аль-Ганнуши

Демократия как современный механизм иджтихада соответствует кораническому принципу шуры (совещательности). В исламе источником власти является Всевышний. Иджтихад – это интерпретация воли Всевышнего уммой, делегирующей для этого специалистов, которые осуществляют иджтихад с учетом складывающихся политических, экономических, исторических, географических и других условий. Об этом в своей книге пишет известный исламский политик и мыслитель Рашид аль-Ганнуши. ИА IslamNews предлагает вниманию читателей отрывок на эту тему из труда Ганнуши .

На протяжении всей исламской истории государство в своей практике в той иной форме испытывало влияние ислама, а законы, принимавшиеся людьми, составлялись в духе исламских ценностей – так, как они их понимали. Тем не менее, исламские государства (чьи законы, поведение и порядки были не Божьими откровениями, а плодом иджтихада, совершаемого людьми и могшего быть оспоренным) все же сохраняли определенный нейтралитет.

В свое время Аббасидская держава вознамерилась было навязать умме единое понимание ислама. Так, халиф аль-Мансур вызвал к себе с этой целью имама Малика[1]. «Разногласия и иджтихады в единой религии умножились настолько, что под угрозой оказалось единство уммы», – сказал ему аль-Мансур и попросил его свести все имевшиеся высказывания в единую книгу. И Малик написал такую книгу – «Аль-Муватта», в которой свел воедино самые различные высказывания (богословские суждения на актуальные темы). Восхищенный аль-Мансур пожелал, чтоб эта книга стала законом для всей мусульманской уммы, однако имама эта идея очень напугала. «Не делай этого, повелитель правоверных! – сказал он. – Сподвижники посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует!) разошлись по разным странам, а знания у них было много, и это дошло до меня также. Предоставь же людям выбирать самим». Так и остался у жителей Северной Африки один мазхаб[2], у египтян – другой, у сирийцев – третий, поскольку из-за отсутствия института церкви в исламе единственно возможной остается свобода иджтихада.

Естественно, что таких иджтихадов, исходящих из одного источника, будет становиться все больше, и в этом нет ничего предосудительного, если это служит залогом свободы мысли и иджтихада, политического плюрализма и многообразие идейных течений. Однако если в условиях такого плюрализма мы хотим принять какой-нибудь закон, для этого нам нужен соответствующий механизм. И, пожалуй, лучшими из таких механизмов, выработанных человечеством на сегодняшний день, являются демократия и выборы. В ходе демократических выборов происходит отбор лучших представителей уммы, что делает иджтихад в наши дни не индивидуальным, а коллективным, осуществляемым избранными представителями уммы. И происходит это в отсутствие церкви, этой земной святыни, так как в исламе нет инстанции, говорящей от лица Корана или представляющей Божественную волю. Эту волю воплощает только умма ­ – через соперничество (в знаниях) между ее представителями; на ее выражение не могут претендовать ни имам, ни партия, ни государство. Поэтому имам Ахмад[3] произвел настоящую революцию в эпоху халифа аль-Мамуна – большого интеллектуала, который, увидев раздоры в умме, задумал установить в ней единогласие. Халиф находился под влиянием мутазилитской школы, последователи которой были известны своей приверженностью рационализму, но часто впадали в ослепление от собственного разума и хотели навязать его плоды людям. Вот так и аль-Мамун вознамерился навязать людям какое-то одно толкование Корана и понимание исламского вероучения.

Революция имама Ахмада состояла в том, что он отверг диктат государства по отношению к религии. Он подвергся гонениям и пыткам, но в итоге ему удалось настроить общественное мнение против государства, и аль-Мамун отказался от своей идеи. Таким образом, в исламском мире по сей день нет господствующего института церкви, мусульманские страны следуют тому или иному мазхабу, и государство не в силах получить власть над религией.

----------------------------

[1] Малик ибн Анас (ок. 711 – ок. 795) – знаменитый хадисовед и факих, основатель маликитского мазхаба (школы мусульманского права). [2] Мазхаб – школа (направление) мусульманского права (фикха). [3] Ахмад ибн Ханбаль (780–855) – мусульманский богослов и правовед, основатель одного из четырех основных мазхабов (правовых школ) в суннитском исламе.

Автор: Рашид Ганнуши

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

ashir01 06 Февраля 2018г.
Ответить

В своей работе Ганнуши анализирует современные инструменты отношений у развитых стран мира такие как демократия, плюрализм и указывает на определенную их схожесть с исламскими предписаниями. Он предлагает уйти от иллюзий мусульманских деятелей, зародившихся в период противостояния с западной цивилизацией (колонизация и неоколонизация), которые называют все установки запада «кяфирскими» и враждебными для исламского общества. И подойти взвешено и рационально без имоций к этим вопросам в интересах сегодняшних потребностей уммы

Актив 05 Февраля 2018г.
Ответить

Уважаемые комментаторы! Во-первых из этого короткого текста вы неправильно поняли известного исламского мыслителя. Во вторых, ваши неуважительные и даже оскорбительные комментарии в адрес шейха Ганнуши показатель невежества. К сожалению, его работ и статей практически нет на русском языке, так как он выступает с лекциями в уважаемых аудиториях и пишет в основном на арабском, французском и английском языках.

ashir01 24 Января 2018г.
Ответить

Уважаемый Муслим! Кто ты, а кто Ганнуши! Во-вторых, он говорит про другие вещи. Это похоже на лекцию профессора в университете, где сидит школьник и возражает: "Товарищ, вот взрослый человек, а пишите глупости".

Muslim__ 24 Января 2018г.
Ответить
-1

"В ходе демократических выборов происходит отбор лучших представителей уммы, что делает иджтихад в наши дни не индивидуальным, а коллективным, осуществляемым избранными представителями уммы. ". ------- Товарищ, вот взрослый человек, а пишите глупости. В ходе выборов НЕ отбираются "лучшие представители уммы", НЕ ОТ-БИ-РА-ЕТ-СЯ. Если проводить "выборы" среди мусульман в какой-нибудь деревне среди джахилей, то они могут выбрать того, кто им бухать разрешит и православные поминки проводить будет, и джаназу атеистам наравне с мусульманами читать будет. Если проводить выборы в Ег...
Читать дальше

Muslim__ 24 Января 2018г.
Ответить
-1

"Естественно, что таких иджтихадов, исходящих из одного источника, будет становиться все больше, и в этом нет ничего предосудительного, если это служит залогом свободы мысли и иджтихада, политического плюрализма и многообразие идейных течений.". ---------- Ну, зачем писать сектантские вещи? Все, что касается исламского вероубеждения - это давно известно, и лишь небольшие разногласия по второстепенным вопросам могут иметь место. Все, что касается фикха, это благополучно сведено в рамки 4-х мазхабов, и любое мнение по основополагающим вопросам в фикхе, выходящее за пределы 4-х мазх...
Читать дальше