Эксперт РАН: концепция «традиционной» религии себя изжила

Концепция «традиционной» религии себя изжила. Об этом в интервью казахстанскому каналу «Дергачев Insight» рассказал российский религиовед, социолог, заместитель директора Института Европы Российской Академии Наук, руководитель Центра по изучению проблем религии и общества Института Европы РАН Роман Лукин.

«Концепция традиционной религии уже себя изжила, и постепенно от нее отказываются и местные, и региональные власти, по крайней мере в России, поскольку есть исторически укорененный, более широкий религиозный состав, в него могут попасть католики, лютеране, баптисты, например, некоторые пятидесятники», – отметил ученый.

По словам Лукина, в советское время специалисты по делам религии поддерживали равные отношения со всеми.

«В начале 2000-х годов по инерции советского времени еще были старые советские уполномоченные – люди, как специалисты довольно терпимые и поддерживающие со всеми отношения. Сейчас нет таких людей и политики, что негативно сказывается на диалоге государства с общественной сферой и религиозной в том числе и на диалоге между самими религиями», – сказал он.

Анализируя понятие «традиционная» религия применительно к исламу аналитик Ильдар Сафаргалиев полагает, что это связано с новой эпохой так называемых 90-х, которая началась с падением «железного занавеса», когда страна лихорадочно бросилась перенимать все заграничное, в том числе и в религиозной сфере.

По его мнению, «нетрадиционные» мусульмане появились с легкой руки верховного муфтия Талгата Таджуддина, который является автором термина.

«В ответ на внешне кажущийся убедительным довод оппонентов, что ислам как истина един и не делим, – рассуждает Ильдар Сафаргалиев, – на мой взгляд, было бы, наверное, корректнее употреблять расширенный термин «традиционное понимание ислама», «истинный ислам» или «пророческий ислам», как это предложил в свое время покойный Валиулла Якупов.

«Истинным исламом» во всем мире принято считать ортодоксию суннитского большинства. В аутентичной мусульманской литературе данная ортодоксия обозначается как «ахлю ас-сунна ва аль-джамаа», что для большинства постсоветских россиян звучит как непроговариваемая абракадабра. Это стало второй причиной рождения нового термина. Российскому обществу нужно было предложить нечто удобоваримое, понятное, чем можно было бы оперировать в рамках возникшей дискуссии с импортированными трактовками ислама». Другими словами, «традиционный ислам» – это вынужденный термин, ориентированный, прежде всего, на аудиторию постсоветских государств».

Впрочем, как полагает Роман Лукин, такой подход постепенно уходит в прошлое как препятствующий гармонизации общественных отношений в государстве.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Александр 24 Ноября
Ответить

Религия - это опиум для народа. И во все времена религия была средством подчинения и безбедного существования для определённой категории лиц. Таких лиц полным-полно как в мирской власти, так и в церковной.

Яндекс.Метрика