Гнев. Почему так сложно сдерживаться

Один человек пришел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и сказал: «Посланник Аллаха, научи меня некоторым словам, по которым я смогу жить. Дай мне совет». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не сердись и не гневайся». Человек переспросил (о том же) снова и снова, и Пророк ответил в каждом конкретном случае «Не сердись и не гневайся». (Аль-Бухари; том 8 № 137)

Все религии относятся к гневу отрицательно. В иудаизме гнев осуждается всегда, кроме случаев, когда вызван чувством справедливости. В христианстве он воспринимается в качестве «состояния духа против ближнего». В исламе осуждаются любые действия, совершенные под его влиянием.

Почему же одни люди сильнее подвержены вспышкам гнева чем другие? Почему кому-то удается сдержаться, а кто-то под влиянием эмоций способен совершить преступление? Почему сложно сдерживать гнев и злость?

Если рассмотреть эти вопросы с точки зрения физиологии, то вот что мы увидим: во время гнева, человек за счёт активации миндалевидного тела, становится агрессивным в считанные секунды – потому что миндалина в ответ на раздражитель выдаёт эмоциональную реакцию гораздо быстрее, чем префронтальная кора успевает провести «холодный анализ». Именно миндалина заставляет кулаки сжаться, а пульс – участиться.

А если сказать проще, при определенном уровне гнева ответственность за ваши поступки берёте уже не вы, а архаичный центр мозга, который перехватывает управление, лишая человека «трезвого рассудка». Именно поэтому нам так сложно сдержать себя – мы попросту не успеваем отследить этот импульс и взять его на контроль.

Управление гневом доступно каждому, однако некоторым людям приходится прилагать больше усилий, чтобы научиться реагировать «без разрушений» вокруг. Это зависит от индивидуальных особенностей и самоконтроля. Чтобы сдержать себя во время злости человеку необходимо приложить титанические усилия, так как это не простые эмоции – гнев от шайтана.

Например, очень часто мы можем наблюдать: человек вступает в конфликт, не тратя время на выяснение обстоятельств, заранее предположив, что все настроены против него. Представьте, ситуация на дороге, кто-то ехал впереди вас, и подрезал, большинство из вас начинает злиться и догонять обидчика, чтобы проучить его, так как уверены, что тот подрезал намеренно. И редко кто задумается, а может просто не заметил, или жену в роддом везет, или в сад за ребенком опаздывает, или еще только учится ездить. То есть, не зная причины действия того водителя, многие склонны додумывать и гневаться в результате своих фантазий.

В одной из своих пятничных проповедей Шамиль Аляутдинов (имам-хатыб московской Мемориальной мечети, богослов и проповедник) процитировал хадис о милости и гневе, и объяснял, как важно ориентироваться именно на нее. «Поистине, моя милость побеждает мой гнев, опережает его, преобладает над ним (Аль-Бухари). Многим людям нравится самобичевание. Они говорят: я такой грешный, я сделал это, я сделал то, ради Аллаха все терплю и Божий гнев я заслуживаю. Если есть хоть какая-то причина для проявления Божественной милости, то четко сам Всевышний сам себе это предписал – моя милость опережает мой гнев. И человек, тем более верующий, должен ориентироваться безусловно на милость, чтобы была хоть какая-то причина, но для проявления Божественной милости».

Шейх Джамалуддин Зарабозо – один из современных комментаторов Сорока хадисов имама Ан-Навави – говорит, что мусульманин должен думать, прежде чем начать действовать или говорить. Он отмечает: «Как только приходит чувство гнева, нужно подумать о том, почему оно появляется и стоит ли поддаваться ему. Задавая эти вопросы, человек должен помнить об Аллахе и будущей жизни (ахира). Это станет причиной к тому, что человек успокоиться и не станет сердиться».

Ярость обычно приносит людям одни неприятности – как на работе, так и в повседневной жизни, в семье. Как часто приходится слышать: могу накричать, обозвать, через минуту об этом жалею и прошу прощения, но поздно – слово не воробей. Поэтому важно справиться с гневом в первые мгновения. Посланник Аллаха сказал, что лучшее средство от вспышки гнева – молчание: «Если гневаешься, то молчи. Если кто-либо из вас разгневается в то время, когда стоит, то пусть сядет, а если гнев не пройдет, то пусть ляжет». А если шайтан станет наущать тебя, то прибеги к защите Аллаха, ведь Он – Слышащий, Знающий.

Способность контролировать гнев – признак волевого, богобоязненного и успешного человека. Тем более, не зря говорят, что молчание порой гораздо красноречивей слов.

Автор: Екатерина Махмутова

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий