Иджтихад и таклид Ибн Араби

«Хотя пророчество завершилось, – рассуждает Ибн Араби об этих понятиях, – но шариат все еще существует, и будет существовать после муджтахидов. Ученые, обуреваемые собственными страстями, свернули с прямой стези шариата и проторили пути искажений, желая привлечь к себе внимание и угодить правителям своей эпохи. Многие правоведы принялись выдавать фетвы, которые противоречили их собственным убеждениям, но были угодны падишахам.

Мы встречали множество подобных муфтиев и кадиев. Ханафиты и шафииты в восточных провинциях халифата из-за фанатичной приверженности своим мазхабам даже сражаются друг с другом, [в результате чего] погибает множество людей с обеих сторон. Доходит до того, что они не соблюдают пост в Рамадан, стремясь сохранить силы для сражений (1)[1]. Заслуживающие доверия хадисы отвергаются ими под такими абсурдными предлогами, как следующее утверждение: “Если бы данный хадис был достоверным, то имам Шафии[2] либо имам Абу Ханифа[3] действовали бы в соответствии с ним”. Отказ от преданий о словах и действиях пророка Мухаммада и следование суждениям муджтахидов, которые им противоречат, – это, по их мнению, является обязательным – ваджибом[4].

Приходится напоминать: “Имам Шафии сказал: «Если мое мнение окажется противоречащим благородному хадису, то отбросьте его и поступайте согласно пророческому преданию, поскольку мой мазхаб – в следовании хадисам»; имам Абу Ханифа приказал: «Запрещено давать фетву, опираясь на мои слова, не зная [используемое] доказательство»”. Если спросить: “Раз эти высказывания передают сами ханафиты и шафииты, почему вы не придаете значения указаниям муджтахидов в этом вопросе? Получается, ваши поступки не в следовании им, а в противодействии и пренебрежении их словами?”, – тогда они сбегают от тебя, прячутся и бранятся» (1)[5].

«Я видел таких людей как на западе, так и на востоке, – сообщает Ибн Араби. – На самом деле, они используют шариат по своей прихоти, выносят совершенно безосновательные фетвы вопреки хадисам, содержащимся в “Кутуб ас-ситта”[6]. Тем самым они упраздняют шариат. Нельзя полагаться на их суждения о мазхабе – мол, это то-то и то-то, ведь основатели правовых школ однозначно заявляют о том, что все обстоит иначе.

Находятся и такие, кто запрещают людям, желающим избежать затруднений, действовать в определенных вопросах в соответствии с другим мазхабом, утверждая: это игра с религией! Однако они сами забавляются с ней. Ибо нормоположения Всевышнего Аллаха многогранны и содержат пользу, а они их выхолащивают. Человеку, обладающему знаниями, запрещено пренебрегать законным доказательством, сообразуясь с одним из мазхабов. А тот, у кого не хватает познаний и способностей для уразумения доказательств, тем более не должен загонять себя в рамки и придерживаться только определенной правовой школы. Аллах Всевышний запрещал следовать только за одним человеком, приказав несведущим вопрошать “людей напоминания”[7] – к таковым относится каждый осведомленный в науках Корана и сунны. Тот же, кто подразумевает под обладателями напоминания кого-то одного, говорит вздор.

В исламе нет преград, ислам необременительная религия. Поэтому нужно стараться находить [в трудных ситуациях] послабления – рухсат[8]. Если правовед вынесет фетву со словами: “Это веление Аллаха Всевышнего и его Посланника”, то люди, неспособные самостоятельно выводить законоположения, должны действовать в соответствии с ней. Если же он скажет: “Это мое мнение и предположение», то необходимо покинуть его и искать того, кто выносит фетвы на основании слов Аллаха Всевышнего и его Посланника. Потому как, согласно шариату, недопустимо совершать таклид за обычными людьми, будь они мертвыми или живыми, и придавать их словам силу закона».

«Аллах Всевышний и его Посланник, да благословит его Аллах и приветствует, не предписывали мусульманам делать руководством к действию слова одного человека, – настаивает Ибн Араби. – Ни в Коране, ни в хадисах нет никаких указаний в связи с этим. Отсутствием подобного повеления Законодатель явил милость людям и облегчение для них, но правоведы сузили, ограничили и даже полностью запретили столь обширную милость Аллаха. Они заявили: “Следуй лишь высказываниям одного человека, других не слушай!” Между тем Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что послабления являются благостыней и повелел: “Воистину Аллах даровал вам милостыню, так примите же Его милостыню”[9].

Предположим, имам Шафии объявил о разрешённости чего-либо, опираясь на законный довод, который он счел верным, следовательно, применение на практике этого дозволения не будет противоречить шариату. Так какое же право имеют маликиты и ханафиты запрещать деяние, которое не идет вразрез с правилами, основанными на Коране? Если Аллах Всевышний не принудил людей к следованию одному мазхабу, как смеют другие неволить их требованием внимать словам одного-единственного человека? Имам Абу Ханифа и Малик[10], Шафии и Ахмад Ибн Ханбаль[11] в этом не повинны. Они, хоть и не выходили за пределы своих мазхабов, но не запрещали руководствоваться мнениями других [ученых]. Они не причастны к подобным вещам. Ни один из них не может быть доволен такими поступками» (1)[12].

--------------------------------------------------

[1] (1) Согласно сообщениям историков, причиной вторжения монголов в мусульманские государства, прерывания [династии] аббасидских халифов, уничтожения мусульманских памятников древности и разрушения Багдада послужила межмазхабная вражда ханафитов и шафиитов.

[2] Абу Абдаллах Мухаммад бин Идрис аш-Шафии (150–204/767–820) – правовед, мухаддис и поэт. Основатель и эпоним собственной правовой школы, одной из четырех общепризнанных школ. Учился у имама Малика и был учителем Ахмада ибн Ханбала.

[3] Абу Ханифа ан-Нуман бин Сабит аль-Куфи (80–150/699–767) – богослов и факих, основатель и эпоним ханафитского мазхаба, одного из четырех правовых школ. Был табиином и обучался у сподвижников. Получил титул аль-Имам аль-Азам (Великий имам). Его учениками являлись Абу Йусуф аль-Ансари, Мухаммад аш-Шайбани и многие другие.

[4] Ваджиб – шариатский термин, обозначающий обязательность исполнения того или иного религиозного предписания. Является синонимом слова «фард». Ученые ханафитского мазхаба отличают ваджиб от фарда. В отличии от фарда, опирающегося на аяты Корана или хадисы «мутаватир» и «машхур», где хадис передается от Посланника (мир ему) посредством большого числа сподвижников, ваджиб, по их мнению, основывается на предписаниях, извлекаемых из «хабар вахид» или «хадис ахад» – т.е. хадисов, дошедших до нас посредством передачи от одного сподвижника.

[5] (1) Они считают, что время иджтихада уже прошло, и не осталось на Земле больше муджтахидов, и что Аллах не будет создавать кого-либо на уровне иджтихада после вышеупомянутых имамов. А тот, кто притязает на постановления шариата, является умалишенным. Если такой человек обладает богатством или властью, то они следуют за ним, очевидно, стремясь к его богатству и боясь его власти, скрывая при этом свое неверие в него. аль-Футухат, Т. 3, С. 332.

[6] Кутуб ас-ситта – шесть наиболее почитаемых сборников хадисов. Как правило, в данный канон входят Сахих Бухари, Сахих Муслим, Сунан Абу Дауд, Джамиʻ Тирмизи, Сунан Насаи, Сунан Ибн Маджа. Некоторые богословы заменяют Сунан Ибн Маджи произведением имама Малика под названием «Муватта».

[7] Коран, 16:43.

[8] Рухсат – исключения из общих правил шариата, которые становятся дозволенными для мусульман в исключительных случаях.

[9] Полностью данный хадис звучит так: «Передают, что Я’ля ибн Умайя сказал: “[Однажды, разговаривая] с Умаром ибн аль-Хаттабом Я [прочитал аят, в котором говорится]: «Если же, странствуя по земле, вы убоитесь, что те, которые не веруют, подвергнут вас испытанию, и будете сокращать молитву, то не [понесёте бремя] греха» (4:101), [и сказал ему]: «Но ведь сейчас люди находятся в безопасности!» [В ответ мне] он сказал: «[Когда-то и] я удивился тому же, что удивило тебя, и спросил об этом посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует», на что он сказал: ![Это] милостыня, которую подал вам Аллах, так примите же Его милостыню!»”». Сахих Муслим, 686 (438).

[10] Абу Абдаллах Малик бин Анас аль-Асбахи (93–179/711–795) – факих и мухаддис, эпоним маликитского мазхаба. Автор свода хадисов под названием «аль-Муватта».

[11]Абу Абдаллах Ахмад бин Мухаммад бин Ханбал аш-Шайбани (164–241/780–855), известный как Ахмад ибн Ханбал – мухаддис, факих и богослов, основатель и эпоним ханбалитского мазхаба.

[12] (1) «Конституция простой и ясной исламской религии заключена в Коране, разуме и таланте, при этом между конституцией и индивидуумом отсутствуют посредники или толкователи. В нем нет священства и духовенства, а иджтихад рекомендован и дозволен каждому. Ислам – это не просто путь спасения, прежде он также был и средством интеллектуального прогресса, но, к сожалению, не избежал вмешательства глупцов и дурных истолкований. Утверждение о закрытии врат иджтихада – одно из следствий вмешательства глупцов». Тарих Абу аль-Фарук. С. 232.

Из книги Ризаетдина Фахретдина "Ибн Араби" (1909 год).


Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика