Как «бесермяне» и «татары» стали одним целым

В древнерусских летописях XIII-XIV века можно найти частое упоминание "бесермян" и "татар", которые приезжали из Орды для взыскания дани. Так в сообщении о прибытии ханского баскака в Тверь в 1318 году в летописях упоминается «множество татар и бесермен и мордвы».

Известный русский историк Карамзин считал, что "бесермянами" в летописях именуются мусульмане-выходцы из Средней Азии и даже уточнял, что это – "хивинцы".

Уже известный советский историк М.Н. Тихомиров в своей работе "Бесермены в русских источниках" указывает, что "бесерменами" называли в одних случаях всех мусульман вообще, а в других – имелись ввиду волжские булгары, так как с ними, как с носителями религии ислам, славяне контактировали чаще всего.

То, что под "бесерменами" понимаются именно мусульмане, становится ясно из уточнений все тех же русских летописях. Так, при описании восстания против взимания дани Ордой в Ярославле в 1262 году упоминается некий Изосима, который "отвержеся Христа и быс бесурменинъ, вступивъ в прелесть лж(ив)аго пророка Ма(х)меда».

С другой стороны любопытно, что в тех же летописях татары, которые приезжали в русские регионы Орды вместе со сборщиками дани, которые часто были мусульманами, именуются "погаными", и "безбожными" то есть по древнерусской терминологии – язычниками. Это свидетельствует о том, что еще в конце XIII века большая часть населения Орды была немусульманской и на Руси это четко понимали.

В то же время в более поздних летописях фактически ставится знак равенства между татарами и "бесерменами". Так, в Никоновской летописи дается характеристика ордынского баскака Ахмата: "некто князь Татарский злохитръ, и корыстовенъ и лукавь велмт". Судя по имени ордынский баскак является мусульманином, однако летопись называет его татарином. Это означало, что для жителей уже Московской Руси понятие "татары" и "мусульмане" ("бесермяне") были во многом уже идентичны.

То есть из этого можно сделать вывод, что большинство ордынцев приняло ислам. Таким образом, русские источники также подтверждают, что ислам сыграл в этногенезе татар главную роль.

Здесь стоит отметить, что, конечно же, население Орды состояло из многих племен и народов. Однако связующим фактором их совместной жизни был кыпчакский тюркский язык, выполнявший роль "языка межнационального общения», который должен был знать каждый. Соответственно представители титульного ордынского населения на Руси считались тюркоязычными и их назвали одним общим словом "татары".

Русскоязычные источники подтверждают, что формирование татарской нации происходило под прямым влиянием ислама и этноним «татары» с определенного времени стал ассоциироваться с мусульманами.

Подводя итог, можно сказать, что «татары» и для русских были во многом собирательным образом, однако благодаря религии они превратились в конкретный легко идентифицируемый этнос, который существует и поныне.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Рашит 30 Июня
Ответить

Статья про татар,а почему в иллюстрации казахи?

Виктор Мурашов 01 Июля
Ответить

Чингис Хан приказал уничтожить татар(они отравили его отца ) , после этого название "татары" -обозначало - "рабы монголов" , а не нацию .

Дементьев Григорий Александрович. 01 Июля
Ответить

татаризаторы тюркских народов, начали причислять в ряды татар даже бесермян, скоро дойдут до негров. ТАТАР НЕГЕР - созвучно, не правда ли.

МАНFЫТ 05 Июля
Ответить

Бесермяне это удмурты.

    Алексей 11 Июля
    Ответить

    Если такие жёсткие аналогии проводить, как ты сейчас написал, то неровен час и ты напишешь удмурты = татары. Хоть немного углубись в изучение народов, если готов писать комментарии.

Гумар 06 Июля
Ответить

Сайт вроде мусульмански , но уж очень протатарскии, постоянно хотите доказать что татары это нация какая то там великая. На самом деле татары- конструкт современный. Булгары вот настоящее имя коренных жителей казанского ханства

наиль 12 Июля
Ответить

Википедия: Бесермя́не (самоназвание — бесерман; удм. бесерман, тат. бисермән, бечерман[4]) — малочисленный финно-угорский народ в России, дисперсно проживающий на северо-западе Удмуртии в 41 населённом пункте, из которых 10 деревень — мононациональны. Самоназвание бесерман (как и созвучное русское «басурманин») восходит через булгарское посредство к арабской лексеме со значением «мусульманин». Это слово попало к волжским булгарам из Средней Азии (ср. название «бесермини», применяемое к жителям Хорезма у папского нунция Плано Карпини в XIII веке) в период принятия ими ислама в IX веке и служил...
Читать дальше