Как понимать хадис о 73 сектах в исламе

Одной из тем неиссякающей полемики между мусульманами является хадис, в котором пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, предсказал, что его умма разделится на 73 секты, из которых лишь одна будет спасена для вечности.

Сразу отметим, что соответсвующий хадис вызывает споры с точки зрения его достоверности, так как его нет в наиболее авторитетных сводах хадисов – аль-Бухари и Муслима. Тем не менее представители многих направлений в исламе (а ислам действительно разделился не только на ряд юридических и богословских школы, но также и на различные деноминации, из которых наиболее крупными являются шииты и сунниты) заявляют, что именно они и являются той самой "фирка наджия" – спасшейся группой.

Высказывались также сомнения в буквальном истолковании этого хадиса. Так, известный ашаритский факих и алим Фахрудди́н Абу́ Абдулла́х Муха́ммад ибн Ума́р ар-Рази́ указывал, что если под 72 сектами подразумеваются основы религиозной веры (усуль), то они не достигают этого числа, а если они подразумевают практики (фуру), то превосходят это число в несколько раз.

Со своей стороны, имам Абу-л-Хасан ‘Али ибн Исма‘ил ал-Аш‘ари, написавший книгу «Макалат ал-исламийин ва ихтилаф ал-мусал-лин» («Учения последователей ислама и расхождения среди молящихся») вообще не упоминает о нем.

Другие, например, имам Ибн Хазм, захиритский факих, автор книги «ал-Фасл фи-л-милал ва-н-нихал» считал его слабым и не применял его, а имам Ибн ал-Вазир считал, что версия хадиса о том, что спасётся только одна группа из всех мусульман, является позднейшим добавлением со стороны “еретиков”.

Были и те, кто принимали и поддерживали его – например, имам Абу Мансур ‘Абд ал-Кахир ибн Тахир ибн Мухаммад ал-Багдади.

Известно, что религиозные тексты подчас очень метафоричны и имеют расширительное толкование. Поэтому распространена точка зрения, что упомянутое в хадисе число 73 – это фигура речи, означающее, не что иное как "множество". Из контекста данного хадиса мы понимаем, что мусульмане, разделятся на конфессии, так же как иудеи и христиане, и даже на большее их число.

Два известных богослова Средневековья аль-Багдади (ум. 1037) и аль-Шахрастани (ум. 1153) дают различные описания понятия фирка, что в переводе на русский соответствует отрицательному слову секта. Они не дали четкого определения так называемого сектантского вероубеждения, выделив отличительные особенности разных религиозных воззрений так, как они понимали их в свое время.

Известный исламский средневековый поэт и приверженец суфизма Джалалетдин Руми вообще считал, что истинной сутью религии является любовь к Аллаху, которую лишенные этой любви могут посчитать отклонением от религиозных догм или ересью.

В Коране говорится: "О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга, и самый почитаемый перед Аллахом среди вас – наиболее богобоязненный. Воистину, Аллах – Знающий, Ведающий". (49,13). Поэтому плюрализм мнений среди мусульман по тому или иному религиозному вопросу – благо и является еще одним путем к постижению Истины. Выход за узкие рамки наших сообществ, дает понимание того, что многому можно научиться у других, а дискуссии о том, кто "владеет" истиной или является сектантом и заблудшим, – неоднозначные вопросы. Даже вопрос о том, кто из суннитов лучше придерживается Сунны, стал дискуссионным уже в наше время.

Плюралистичность ислама подтверждается хадисом, согласно которому разнообразие уммы – есть божья милость. Это побуждает смотреть на множество в исламе с уважением, смирением, ответственностью, а не через призму сектантства, тем более не проливать кровь своих единоверцев из-за того, что кто-то из них по-своему понимает те или иные религиозные предписания, ведь каждый из них надеется на награду от своего Господа. "Если бы твой Господь пожелал, то уверовали бы все, кто на земле. Разве ты стал бы принуждать людей обратиться в верующих? Ни один человек не уверует без дозволения Аллаха. Он возложит Он наказание на тех, кто не разумеет"( Коран. 10:99-100).

Думается, что истинный смысл хадиса о “спасшейся группе” заключается отнюдь не в делении мусульман на “правильных” и “неправильных”, а в том, чтобы лучше изучать Сунну и Коран, добиваясь познания их глубокого смысла, и неукоснительного претворять в жизнь заповеди Творца.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Я - это Он 09 Июня
Ответить

Этот хадис верный. Его неверно поверхностно трактуют, не понимая его глубины. Просто знайте - он верный!

Виктор Гаврильченко 10 Июня
Ответить

Смею утверждать, что такого хадиса не могло быть, так как он противоречит Корану. Два примера ; В Коране говорится только об одной группе мусульман которые будут в аду, это лицемеры. Остальные мусульмане даже отъявленные грешники которые успеют покается все равно смогут попасть в рай.

лаки лялин 12 Июня
Ответить

НЕ МОРОЧТЕ ГОЛОВУ!

Рафаил 12 Июня
Ответить

73 секты- это 73 поколения после пророка с.а.с., каждый из которых прибавлял своё видение. Правильное и правдивое только первое- жизнь пророка с.а.с. Но милость Аллаха велика, кому Аллах проникает любовью в сердце, тот причисляется к жизни пророка с.а.с.