Какую историю российского ислама рассказывают нам музейные коллекции

Какую роль музеи и сохранившиеся коллекции играют в изучении российской исламской цивилизации? Как сегодня можно выстраивать межрелигиозный диалог? Какая судьба ждёт Петербургский музей исламской культуры? Эти и многие другие вопросы в рамках Всероссийской конференции «Наследие ислама в музеях России», которая собрала в Казани ведущих исследователей и учёных, сотрудников российских музеев и хранителей коллекций, связанных с исламской культурой народов России.

«Булгары активно распространяли ислам»

По словам ведущего научного сотрудника Института истории имени Ш.Марджани АН РТ Искандера Измайлова, история Волжской Булгарии и впоследствии Золотой Орды яркий пример того, как представители различных верований могут уживаться на одной территории и работать на общую цель.

«Вернёмся во времена существования Волжской Булгарии. Тогдашний правитель Алмуш хан, когда встал вопрос о принятии конкретной религии, не стал экспериментировать с принятием различных местных верований в качестве универсальных, а обратился к универсальным религиям. Тогда речь шла о христианстве (влияние Византии) и иудаизме (религия верхушки Хазарского каганата). Византия слишком далеко и категорически не вмешивалась в политику Восточно-европейских стран. Иудаизм был политически не обоснован для Волжской Булгарии. Свою роль в принятии ислама сыграли давние торговые и хозяйственные связи с саминидским государством. Завершающим моментом в распространении ислама стало посольство под руководством Ибн Фадлана», – отмечает Измайлов.

В 985 году Волжская Булгария заключает с Киевской Русью равноправный договор. С этого момента, по словам историка, ислам становится религией, которая была признана во всём цивилизованном мире.

Говоря о распространении ислама на территории России, Искандер Измайлов обратил внимание на тот факт, что в советской и российской историографии дореволюционных времён сложилось мнение, что ислам не достаточно широко был распространён. К сожалению, имеющиеся письменные источники не дают возможности раскрыть этот вопрос во всей полноте. И только археологические раскопки дают возможность по-новому взглянуть этот вопрос.

Искандер Измайлов

«Булгары активно распространяли ислам и боролись за веру. И когда мы в целом говорим о Волжской Булгарии, территория которой хорошо изучена археологами, то имеем детальное представление о многих аспектах истории и культуры. Так, к примеру, города Волжской Булгарии изначально строились как восточные центры, а квартальные бани играли роль не только пунктов, где осуществлялись банные мероприятия, но служили центрами, где собирались общины, заключались сделки, хранились архивы и т.д. Всё это говорит о том, что ислам был распространён достаточно хорошо. Однако это не отменяет вопрос распространённости ислама по стране в целом», – пояснил Измайлов. При этом историк акцентировал внимание коллег на том, что на всех памятниках Волжской Булгарии отсутствуют кости свиньи и нет сведений ни об одном языческом погребении.

«Не может быть настоящего мира на земле без установления мира и справедливости между религиями»

В свою очередь старший научный сотрудник ИНИОН РАН, старший научный сотрудник Центра межрелигиозного диалога Болгарской исламской академии Сергей Мельник более подробно остановился на важности в современных реалиях диалога между религиями. В своём выступлении спикер привёл цитату из открытого письма-обращения мусульман к духовным лидерам христиан мира.

«Вместе мусульмане и христиане составляют более половины жителей земного шара. Не может быть настоящего мира на земле без установления мира и справедливости между этими религиями. Будущее всего земного шара зависит от установления мира между мусульманами и христианами. Основания для мира и взаимопонимания присутствуют изначально, так как основными принципами обеих религий являются любовь к Аллаху и любовь к ближнему. Эти принципы постоянно упоминаются в священных писаниях обеих религий. Единый Аллах и обязательная любовь к Нему, а также к ближнему является общим между христианской и мусульманской религиями», – говорится в тексте письма.

Также Мельник призвал участников конференции к изучению всего поликонфессионального многообразия нашего общества. Ведь, по его словам, эстетическая красота, являясь одним из основных аспектов межрелигиозного диалога, представляет собой перспективный подход в укреплению сотрудничества.

«Что есть наша духовная исламская традиция?»

Старший научный сотрудник отдела истории религий и общественной мысли Института истории им. Ш.Марджани Рамиль Адыгамов в своём выступлении задался вопросом «Что есть наша духовная исламская традиция?» По словам эксперта, здесь речь идёт о социальном и культурном наследии, которое передаётся от поколения к поколению и воспроизводится в течение длительного времени в определённых группах. А если говорить о мусульманах, то Сунна – это то, что передано нам от Пророка (мир ему) – его слова, действия, то есть всё то, что может лечь в основу законодательства. Отсюда вытекают и конкретные формальные понятия – две школы в вопросах веры и четыре школы в вопросах права.

«В XIX веке стоял вопрос о том, как определить, где наши традиции. Это связано с тем, что в новых условиях некоторые традиции начинали меняться. Так, к примеру, Галимджан Баруди в одной из своих статей пишет, что, узнав о смерти Расулева, совершил дистанционно джаназа-намаза. Здесь Духовное управление мусульман Республики Татарстан выбрало точную позицию – ханафитский мазхаб и матуридитская акыйда. Эта работа реализуется через такие структуры, как Совет улемов, Совет казыев и Совет старейшин при участии мухтасибатов и приходов», – пояснил Адыгамов.

Петербургскому музею исламской культуры быть!

По мнению Ефима Резвана, директора Петербургского музея исламской культуры, сегодня крайне важно создавать новые общественные, современные площадки, которые отвечают интересам динамичной части общества. Именно такая идея создания постоянной площадки, которая бы стала местом встречи коллекций со зрителями, постоянной серьёзной научной работы и легла в основу создания Петербургского музея исламской культуры. На сегодняшний день музей сотрудничает с европейской организацией «Музей без границ».

Ефим Резван

«Несмотря на наличие в музеях страны богатейших коллекций, связанных с миром ислама, в России до сих пор нет профильного государственного музея. Можно говорить лишь о разделах, отдельных залах и экспозициях. При этом исторически сложилось так, что важнейшие в России коллекции, связанные с миром ислама, сформировались в Санкт-Петербурге», – отметил Резван.

Инициативу создания такого музея поддержал и президент Татарстана Рустам Минниханов, а также директор Государственного Эрмитажа, президент Союза музеев России академик Михаил Пиотровский.

Примечательно, что музей призван представлять мусульманскую цивилизацию во всем её многообразии, рассказывая как об истории и роли в качестве «моста» между эллинизмом и эпохой Возрождения, так и о взаимодействии ислама с традиционными культурами Ближнего, Среднего и Дальнего Востока, Центральной Азии, Кавказа, Африки и Европы, о культуре, искусстве и традициях мусульманских народов, о феномене «северного ислама», вклад которого в сокровищницу исламской культуры необычайно интересен, но, к сожалению, недостаточно изучен.

Своим опытом поделился и Ильнур Низамиев, директор Музея исламской культуры, являющегося структурным подразделением Музея-заповедника «Казанский Кремль» и расположенного на цокольном этаже мечети Кул Шариф. По его словам, сегодня коллекции и выставки музея условно можно разделить на две части – мусульманская цивилизация Поволжья и ислам от эпохи реформаторства до современности. В ближайших планах – расширение экспозиций, в том числе за счёт выставок, демонстрирующих книжную культуру татар и показывающую ислам в современном мире.

«В экспозиции музея представлены тюркоязычные рукописные и печатные издания, керамические изделия и изразцы периода Золотой Орды, макет мечети Нур-Али, располагавшейся в Кремле в XIV–XV веках, миниатюрный Коран с коранницей XIX века и многое другое. В музее также установлен интерактивный экспонат «Листающийся Коран», который позволяет услышать суры в исполнении знаменитых чтецов, познакомиться оригинальным арабским текстом и переводом Священного Писания», – рассказал Низамиев.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика