Католикос Арам I пересмотрел итоги карабахской войны

Может, кто-то обрисует досточтимому священнику реальную картину происходящего на Южном Кавказе?

- – —

Все-таки парадоксально. Нынешний исторический этап предоставляет Армении и армянам колоссальный шанс пробиться от занимаемой ими аутсайдерской позиции в регионе поближе к успеху. Но, как писал актуальный на все времена русский баснописец Иван Крылов, «воз и ныне там».

А как рассуждать иначе, ежели на прошлой неделе католикос Киликийского католикосата Армянской апостольской церкви Арам I провозгласил наступающий 2021 год «Годом Арцаха».Соответствующая декларация планируется к озвучиванию в соборе Святого Григория Просветителя в Антилиасе (город в Ливане)10 января 2021 г. При этом раскрывается, что, начиная с 2003 г., Арам I особой декларацией посвящает каждый год «ценности, проблеме или событию, связанному с армянской церковью, культурой, родиной, прошлым или будущим»(1).

В своем комментарии к сказанному глава информационного отдела Киликийского католикосата Оваким Панджарджян, конкретизируя, что если предшествующие годы посвящались Библии, семье, детям, нуждающимся в особом внимании армянам и т. д.», то ныне, учитывая «прочные устремления всего народа по отношению к Арцаху, который оказался в центре наших забот, Его Святейшество 2021 год объявил Годом Арцаха». По словам О. Панджарджяна, Арам I, прежде всего, актуализирует необходимость «серьезного пересмотра» Трехстороннего заявления глав Азербайджана, России и Армении от 10 ноября, т. к. реализация пунктов документа может «поставить под угрозу основы государственности Армения». Параллельно Арам I очерчивает необходимость защиты «любой ценой» монастырей и памятников «исторической и культурной ценности Арцаха». Вслед за чем называет приоритетным аспект международного признания «Арцаха», «возрождение» которого могут обеспечить «общенациональные инвестиции». «Ключевую роль» в реализации вышеназванных пунктов Арам I отводит армянской диаспоре(2).

Вот не знаешь, улыбаться вышеотмеченному или печалиться. Во-первых, священнослужитель, ведущий свою миссию за тридевять земель от Южного Кавказа, самоинициативно наделяет себя полномочиями политического лидера. Иначе трактовать его призыв пересмотреть пункты ноябрьского документа, остановившего гибельную для армянского народа войну, не представляется возможным. Но даже если абстрагироваться от данного идеологического крена киликийского католикоса, на поверхности проявляются другие вопросы.

Элементарно, по какой причине Арам I вдруг вспомнил об «Арцахе» в 2020 г.? Почему это произошло не год, не два, не десятилетие назад? Что случилось? Неужели возврат азербайджанской армией оккупированных в течение почти тридцати лет исконных азербайджанских территорий послужил этому? Вероятно, так и есть, раз Арам I озвучивает беспокойство возможной утерей Арменией своей государственности. Но разве возвращение азербайджанских земель своим истинным хозяевам должно способствовать исчезновению Армении как государства?

Ну да ладно, ответ на это, рано или поздно, выскажет непосредственно глава киликийского католикосата. Другое дело, Арам I ратует за обеспечение защиты культурно-исторических памятников Нагорного Карабаха. Вот спрашивается, неужели священнослужителю невдомек, что вся эта территория – азербайджанская? И есть ли в таком случае резон для азербайджанцев уничтожать собственную историю? Собственное национально-культурное достояние?

Двигаемся дальше по мотивам высказываний Арама I и сталкиваемся еще с одним приоритетным для него вопросом – достижение международного признания «Арцаха». Однако, не идет ли в этом случае Арам I против всего международного сообщества, однозначно признающего территориальную целостность Азербайджанской Республики? Кто и каким образом готов признать т. н. «НКР», если даже союзное Армении правительство Франции однозначно высказалось в поддержку территориальной целостности Азербайджана?

Наверное, чтобы осознать реально происходящее на Южном Кавказе, Араму I целесообразно осуществить визит в освобожденные от армянских оккупационных войск азербайджанские регионы. Но насколько он морально и психологически окажется готовым к такой поездке, если по ее окончании должен будет придать огласке факты варварства и мародерства своих соотечественников, которые в буквальном смысле слова снесли или изуродовали культурное наследие азербайджанского народа? А-то он вдруг обеспокоился сохранностью шедевров албанской культуры.

Опять-таки, рассуждать в том или ином ключе – право любого человека. За мысли не судят, так сказать. Но ежели Киликийский католикос искренне желает счастья и благополучия армянскому народу, он должен обеими руками голосовать за следование пунктам, включенным в Трехстороннее заявление от 10 ноября. Иначе Армения действительно окажется на задворках мировой истории.

1.Арам Первый провозгласил 2021 год «Годом Арцаха»

https://armeniatoday.news/ru/?p=216380

2.Анна Гзирян. Общенациональный вклад во имя возрождения Арцаха

https://armenpress.am/rus/news/1039099.html

Автор: Теймур Атаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Tigran Mazmanyan 01 Января
Ответить

Плавать учитесь тюрчата.. Кура широкая

    Али 03 Января
    Ответить

    Языком трепать армяшки мастера

Константин 06 Января
Ответить

Клерикалы всех религий лезут в политику,забыв о своём предназначении.Это говорит о многом и заставляет сильно удивляться слугам "божьим".Далее.Про какое "союзное" Армении правительство Франции пишет автор?Если оно "союзное",то что ж не припомню о какой-то помощи армянам в недавней войне?А так ясно одно-в Карабахе далеко не кончено.Слишком интересное место далеко не только для армян и азербайджанцев.