Кордова весной

Мечеть, равной которой нет во всем мире

Мечеть, равной которой нет во всем мире

Теги:

0
17 Апреля 2006г. (18 Раби аль-авваль)

Под лучами заходящего весеннего солнца песочный цвет кордовских построек приобретает золотистый оттенок, и город, кажется, начинает светиться изнутри. Солнце спускается все ниже и ниже, и в наступающей темноте ярче всех светится маяк на сторожевой башне Калаорра, построенной еще в те времена, когда ныне провинциальный центр был могущественной столицей мира...

Свое название город унаследовал от древнеиберийского поселения, некогда располагавшегося на этом месте. Впервые Кордова фигурирует в истории в 206 году до нашей эры, когда римский претор Клавдий Марцелл сделал ее столицей Внутренней Испании. Хотя Кордова и лежит на сотни километров к западу от Босфора, все здесь дышит Востоком, да и как может быть иначе, если на протяжении пятисот лет она была под властью арабов. Поначалу мавританская Испания подчинялась халифу Дамаска, но уже с Х века на полуострове образовался самостоятельный Кордовский халифат. Во времена существования халифата Кордова была самой большой европейской столицей и третьим по величине городом мира после Багдада и Константинополя. В нем жило около миллиона человек. Был устроен собственный водопровод, освещение на улицах, развивались медицина, философия, поэзия, а в одной из городских библиотек насчитывалось более 40.000 томов.

Главный памятник мавританской эпохи в городе – это третья в мире по величине мечеть. Идея ее постройки принадлежит первому кордовскому халифу Абдаррахману I. Андалусия так никогда и не стала для него родной. Вспоминая про родную Сирию, он мечтал восстановить ее образ здесь, на земле иберов. Строить мечеть начали в 785 году на месте христианской готической церкви, которая, в свою очередь, была построена на месте храма римлян. Говорят, чтобы ускорить работы, сам халиф каждый день хотя бы один час работал на стройке. Первые колонны для «пальмового» зала мечети были привезены из построенного римлянами амфитеатра города Мериды, лежащего к северу от Андалусии. В течение почти 200 лет при трех последующих правителях мечеть все более расширялась и украшалась, и сейчас ее площадь составляет 23.400 квадратных метров.
Архитектурный стиль, который менялся с перестройкой мечети каждым новым халифом, даже получил название – халифский стиль. Колонны мечети венчают витиеватые капители, а вглубь интерьера уходит строй красно-белых арок. Эти подковообразные арки – одна из характерных черт мавританской архитектуры. Современники сравнивали зал мечети с пальмовым лесом из-за более тысячи огромных колонн из мрамора, яшмы и оникса. Сейчас их осталось 856: часть была снесена при строительстве христианского готического собора. Высокий минарет мечети был переделан в колокольню. Христианами же была построена внутренняя стена, а раньше паломники прямо из дворика, окруженного облаком апельсинового аромата, могли пройти в михраб мечети.
Строительство христианского собора внутри исламской мечети оказалось не очень удачной идеей, что, впрочем, осознали и те, кто дал на это разрешение. Карл V, посетив храм, сказал так: «Если бы я раньше знал, что получится, я бы не позволил вам этого делать. То, что вы строите, можно найти везде, а то, что вы разрушили – нигде». Собор был выстроен в готическом стиле с последующим добавлением стилей барокко и мудехар. Его внутреннее убранство считается одним из лучших проявлений барочного стиля в Андалусии.

Помимо памятников мавританской эпохи в Кордове сохранились и постройки времен католических королей. Ослабленный восстанием берберов Кордовский халифат распался на отдельные княжества – таифы, поэтому в 1235 году Фердинанд III, входя в город, не встретил сильного сопротивления арабов. По приказу Альфонсо XI в 1328 году рядом с мечетью был построен Алькасар – резиденция католических королей. В XIV веке испанские монархи часто держали здесь свой двор, используя его как оплот для завоевания Гранады. Какое-то время в 1493 году в Алькасаре держали в заключении последнего мавританского правителя Испании Боабдиля, а после этого дворец отошел в руки испанской инквизиции. Сам дворец находится не в лучшем состоянии и уже долгие годы реставрируется. Его главная достопримечательность – обширные сады, вид на которые открывается с главной башни. Вода для их орошения поступала по ирригационным сооружениям из Гвадалквивира. В русле реки до сих пор сохранились остатки арабских водяных мельниц.
К востоку от мечети лежит улица Ronda de Isasa, которая приведет вас в один из старых кварталов города, связанный с именем великого испанца Мигеля Сервантеса де Сааведры, автора «Дон-Кихота». Это – Plaza de Potro – площадь Жеребенка, названная так потому, что вершину фонтана, построенного еще в XVI веке, украшает маленькая скульптура жеребенка. Именно этот фонтан на площади описал писатель в своей книге. В гостинице Posadade Potro, где останавливался Сервантес, открыт муниципальный центр искусств и ремесел.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика