Арабское слово «дийар» переводится на русский язык как земля, страна, то есть в приложении к своей стране означает родину.
Ислам не отвергает, а напротив – утверждает присущую человеку от природы любовь к родной стране. После переселения в Медину Пророк ص сказал: «Клянусь Аллахом, ты – любимейшая земля у Аллаха и любимейшая земля для меня, и если бы твои люди невыгнали меня, то не стал бы я жить на другой земле». (Передал Ахмад).
Когда Посланник Всевышнего, Пророк Мухаммад ص в год Хиджры переселялся в Медину, то долгим грустным взором он смотрел на Мекку, где родился, и произнес: «Валлахи, ты самая красивая и любимая обитель на земле. Для меня не существует места лучше тебя. Если бы не тяготы судьбы, я бы ни на миг не уходил от тебя».
Однажды, посмотрев на гору Ухуд, Пророк Мухаммад ص сказал: «Мы любим Ухуд, и Ухуд любит нас» (Передал Бухари).
Это свидетельствует о бесконечной любви нашего Пророка ص к родной земле.
Когда Пророк ص был вынужден покинуть Мекку, он сожалел об этом, и он обратился к Всевышнему Аллаху с молитвой:
«О Аллах! Ты дал нам любить Мекку, так даруй нам возлюбить Медину! И чтобы эта любовь была бы сильнее, чем любовь к Мекке! Прояви же благословение и милость к плодам своим!...» (Передал Бухари).
Слова «Любовь к Родине – часть веры» не являются хадисом от Пророка ص, однако принадлежат праведным предшественникам, а ученые сказали, что смысл этих слов верный и соответствует шариату (см. ‘Али аль-Кари. аль-Мауду‘ат аль-кубра. С. 181–182).
Пророк не порицал своих сподвижников за любовь к родной земле. Так, сподвижник из Африки Биляль говорил нараспев:
«Знать бы мне, смогу ли провести ночь
В долине среди душистого тростника и джалиля
И смогу ли когда-нибудь зачерпнуть воды Маджанны
И покажутся ли предо мной Шама и Тафиль?»
Айша (да будет доволен ею Аллах) передала, что Пророк ص сказал: «Любовь наша к Медине подобна нашей любви к Мекке или даже сильней…» (Передал Бухари).
Воспевали любовь к родине и мусульманские поэты. Так, Ибн Руми сказал:
«Поклялся я, что не продам Родины
И никогда не увижу властителем ее другого».
Когда андалусский Омейядский халиф ‘Абд ар-Рахман ад-Дахиль увидел финиковую пальму, пробудившую в нем грусть и тоску по Сирии, он произнес, обращаясь к ней:
«Как я, грустишь ты на чужбине,
Тоскуя в дали по родным.
Телом я, как видишь, здесь,
Но сердце мое и те, кто им владеет, остались там».
Отсюда следует, что любовь к Родине не только разрешена, но и необходима с точки зрения шариата.
В Социальной доктрине российских мусульман говорится:
«Ислам признает братство, основанное на гражданстве, несмотря на различие в вере. Всевышний Аллах в Священном Коране называет братьями некоторых пророков их соплеменников-безбожников и даже врагов. Так, сказал Всевышний:
«Народ Нуха лжецами счел посланных. Вот сказал им брат их, Нух: «Разве вы не побоитесь Бога?» (Коран, «Поэты»: 105–106). Здесь и далее перевод смыслов Корана Ю.И. Крачковского.
И сказал еще Всевышний: «Вот сказал им брат их, Худ: «Разве вы не побоитесь Бога?» («Поэты»: 124).
И еще сказал Всевышний: «Народ Лута счел лжецами посланных. Вот сказал им их брат, Лут: «Разве вы не побоитесь Бога?»(«Поэты»: 160–161).
Права гражданства для немусульман основаны на достоверной сунне, это Договор Посланника ص с иноверцами в лучезарной Медине, который дает всем права гражданства в полном объеме. Из статуса гражданства вытекают определенные права и обязанности.
Гражданин является участником гражданского договора, регулирующего взаимоотношения между гражданином и государством.
Материал из учебного пособия «Гражданская идентичность мусульман России»
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: