0°C
 ,

Сообщить об опечатке

Текст, который будет отправлен нашим редакторам:


Манеры пророка Мухаммада

Как вспоминала жена Пророка Мухаммада Айша, речь Посланника Божьего была размеренной, слова он произносил отчетливо, так что те легко запоминались — захоти кто-нибудь вести им счет, это не составило бы труда.

От природы Пророк был молчалив. Мысли он излагал афористично, лаконично и вместе с тем вполне понятно. Желая заострить внимание на чем-либо, Посланник Божий делал соответствующий жест ладонью, а удивление выражал, оборачивая ее кверху. Ведя разговор, он нередко постукивал большим пальцем левой руки о ладонь правой. Общаясь с товарищами, Пророк обычно хранил на лице доброжелательную улыбку. Ею же он ограничивался, когда другие громко смеялись. Некоторые же, напротив, утверждают, что, случалось, он хохотал от души.

Если Посланник Божий склонялся к собеседнику ухом, он никогда не отстранялся первым; пожимая человеку руку, отнимал ее последним. Не было случая, чтобы Пророк вытянул ноги в сторону собеседника.

Когда Посланник Божий говорил, собравшиеся внимали ему, не смея шелохнуться. Только по завершении речи они позволяли себе обменяться репликами. В его присутствии никто и никогда не повышал голоса и не перебивал собеседника.

Каждому из желающих поговорить с ним Пророк уделял должное внимание, и ни один не ощущал, что кто-то из присутствующих более любезен его сердцу. Закончив беседу, Посланник Божий не поднимался первым, ожидая, пока собеседник оставит его.

 В кругу товарищей Пророк обычно сидел на ягодицах, обняв голени. Иногда он устраивался прямо на полу, скрещивая перед собой ноги.

Если же приходил в собрание, то располагался с краю, не стремясь в центр. Посланник Божий не одобрял, когда вновь пришедшему уступали место — лучше, наставлял он, расширить круг.

Пророк редко покидал собрание без вознесения следующей молитвы: «Боже, даруй нам такой страх пред Тобой, что оградил бы от ослушания; даруй нам такое повиновение Тебе, каким Ты выведешь нас к Твоему Раю; даруй нам такую веру, что облегчит нам любую напасть. Боже, радуй нас слухом, зрением и силой, покуда Ты сохраняешь нам жизнь, и пусть они переживут нас. Боже, устрой, чтобы возмездие наше пало лишь на притеснителей наших, помоги нам против врагов наших, не допусти, чтобы беда постигла нас в вере нашей, чтобы земное стало самой большой нашей заботой и пределом нашего знания. Не дай, о Боже, властвовать над нами тому, кто не щадит нас».

 Сообщают также, что в последние годы жизни Пророк, вознамериваясь покинуть собрание, имел обыкновение взывать; «Слава и хвала Тебе, о Боже! Свидетельствую, что нет божества, кроме Тебя, молю Тебя о прощении и приношу Тебе покаяние!»

Такое взывание рекомендуется и в знак раскаяния за допущенное прегрешение в собрании.

Коранические откровения назидают не опережать слово Посланника Божьего, смирять при нем голос, не возвышать своего голоса над его (24: 63; 49: 1-3). Айат же 2: 104 требует, чтобы желающие привлечь внимание Пророка не использовали призыв ра'ина, «обрати к нам свой слух», а прибегали к другому — унзурна, «обрати к нам свой взор», ибо, по мнению толкователей, первый созвучен ру'уна, «безрассудство».

 О верующие, когда приходите к Посланнику для тайной беседы, предварите ее милостыней! — предписывает мусульманам айат 58: 12.

Говорят, сошествие данного откровения было вызвано необходимостью оградить Посланника Божьего от чересчур назойливых любителей задавать вопросы. Но вскоре предписание о милостыне отменил последующий айат, и только Али было суждено поступить сообразно названному айату прежде его отмены.

Из книги «Жизнь пророка Мухаммада»

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Комментарии (0) Версия для печати

Добавить комментарий