Многоженство в исламе

Институт семьи в исламе – это крепкая и нерушимая связь, основы и устои которой разъяснены Всевышним в Коране и Сунне Его посланника, да благословит его Аллах и приветствует, со всеми ее частностями и деталями. Началом и главной опорой, на которой зиждется семья в исламе, является заключение договора о браке между мужчиной и женщиной, и договор этот по своему назначению и смыслу в сравнении с прочими взаимоотношениями людей уникален и не имеет себе равных, поскольку именно на нем строятся семья, общество и целые нации. Брак в исламе преследует благородные и возвышенные цели, и многоженство в этом смысле справляется с поставленными задачами ничуть не хуже, чем моногамная семья. Многоженство в шариате является стержнем исламской семьи, а не каким-то спонтанным явлением или исключением из правил, как полагают некоторые, ибо брак лишь с одной супругой не взят за основу, чтобы считать многоженство исключением из нее. Все очень просто: брак в исламе – это договор мужчиной с одной, а, если желает, и с двумя, тремя или четырьмя женщинами, а не строгое ограничение моногамным браком. Что же касается женщины, то для нее брак – договор лишь с одним мужчиной, ибо ислам узаконил многоженство и запретил многомужество.

В Священном Коране тема многоженства затрагивается дважды, в двух аятах суры «Женщины».

1) «Если вы боитесь поступить несправедливо с сиротами, то женитесь на понравившихся вам женщинах: на двух, трех, четырех. Если же вы боитесь, что не будете одинаково справедливы между ними, то довольствуйтесь лишь одной или захваченными вами невольницами. Это ближе к тому, чтобы избежать несправедливости».

2) «Вы не сможете быть одинаково справедливы к женам даже при сильном желании. Не склоняйтесь же полностью к одной, оставляя другую словно подвешенной. Но если вы исправите положение и будете богобоязненны, то ведь Аллах – Прощающий, Милосердный».

Помимо этих двух аятов, о многоженстве в Коране больше не упоминается, если не считать особых положений, касающихся персонально жен пророка, да благословит его Аллах и приветствует, как, например, дозволенность для него откладывать посещение кого-либо из них и т. п.

Итак, в первом аяте говорится о постановлении ислама относительно многоженства, о допустимом количестве жен, а также о необходимости блюсти одинаковую справедливость между женами в вопросах предоставления им крова, расходов на них, делении ночей и прочих вещах, в которых равенство возможно в принципе. Во втором же аяте речь идет о симпатиях сердца: констатируется неспособность мужчины одинаково сильно любить своих жен, и указывается на то, что такого рода склонность не попадает под божественное веление справедливого отношения к женам, поскольку человек не в силах приказывать своему сердцу. Неравная симпатия прощается мужчине, но при условии, что это не скажется негативно на его отношении к другой супруге и не отразится на равном несении супружеских обязанностей перед ними. Аллах говорит: «Не склоняйтесь же полностью к одной…», и если исходить от обратного смысла данных слов, получается, что частичная склонность все-таки допускается, и именно ее ученые Ислама и охарактеризовали как «склонность сердца».

Таков оснóвный смысл данных аятов. Если же говорить об их детальном разборе, то толкователи Корана написали очень много по этому поводу в своих тафсирах, а факихи провели их основательное исследование на предмет различных аспектов многоженства. И надо сказать, что у каждого толкователя имеется свое личное видение данного вопроса.

Из книги “Многоженство в исламе”

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий