Муфтия Хамхоева оставят наедине с законом

Муфтий Иса Хамхоев

Муфтий Иса Хамхоев делает все возможное и невозможное для того, чтобы добиться закрытия Духовного центра мусульман Ингушетии, также известного как муфтият. При этом мусульманская общественность республики рассчитывала на то, что организационные проблемы муфтията будут решены юридическими мерами.

Мяч все последнее время находился на стороне муфтия Хамхоева. Власти Ингушетии заключили с муфтиятом мировое соглашение по административному делу о ликвидации централизованной религиозной организации. Со своей стороны ДЦМ обязался устранить процессуальные нарушения, указанные в исковом заявлении Управления Минюста России по Республике Ингушетия до 15 января 2019 года. По результатам февральской проверки муфтията срок устранения нарушений был еще раз продлен до 19 апреля 2019 года. Но уже понятно, что никто ничего не устранил, хотя первоначально речь шла всего лишь о внесении несущественных изменений в уставные документы, для чего было нужно провести съезд.

Съезд, организованный республиканским Духовным центром мусульман, прошел 1 декабря 2018 года. С первых же минут мероприятие превратили в политическое собрание – этакий местечковый реввоенсовет. Вместо того, чтобы заняться исправлением озвученных Минюстом нарушений, участники принялись поддерживать политические требования ингушской оппозиции об отмене соглашения о границе с Чечней, тем самым придав территориальному вопросу религиозный окрас, агитировали за протесты.

Также на съезде была предпринята попытка провести досрочные выборы председателя ДЦМ Ингушении, чтобы укрепить позиции Исы Хамхоева. Это было сделано в нарушение устава, поскольку выборы муфтия – прерогатива отчетно-выборного съезда, который может проводиться один раз в пять лет. Одновременно подвергли люстрации выбранный Совет улемов, как не отвечающий интересам муфтията. Причем сделано все было в режиме междусобойчика: на собрание не допустили рядовых мусульман, СМИ, представителей власти. Решение исключить из Совета улемов старых членов и включить новых приняли в узком кругу. В итоге совет обновился практически целиком: из пятнадцати старых представителей в его составе осталось только двое. Естественно такие решения не были приняты Минюстом, как нарушающие закон и по форме, и по сути.

Напомним, что нечто подобное происходило и ранее. Так, в 2009 году, после того, как кортеж Юнус-Бека Евкурова протаранил смертник на автомобиле, Иса Хамхоев, воспользовавшись нетрудоспособностью главы республики, экстренно провел перевыборы муфтия, тем самым положив начало трениям с руководством Ингушетии.

Очевидно, что нынешний муфтий обращает в свою пользу любую нестабильность и искусно манипулирует общественным мнением не только в Ингушетии, но и за ее пределами. Еще совсем недавно на собрании представителей традиционных течений Чечни и Ингушетии в Ачхой-Мартановском районе Хамхоев заявил, что в республике ущемляют права тарикатов (суфийских братств), призвав остановить любым путем так называемых салафито-ваххабитов. Тогда в его поддержку ожидаемо высказались глава Чечни Рамзан Кадыров и муфтий республики Салах Межиев. Но стоило в Ингушетии измениться протестной конъюнктуре, как он ничтоже сумняшеся выступил против бывших чеченских союзников в вопросе закрепления границ между Чечней и Ингушетией. А когда протесты против соглашения о границе поддержали ингушские салафиты, Хамхоев на голубом глазу заявил, что в республике никаких ваххабитов нет, а все мусульмане – братья.

Несмотря на невероятные кульбиты муфтия, власти республики, не желая дискредитации института духовных управлений, сделали все возможное, чтобы урегулировать ситуацию юридическими средствами. Однако муфтият, увлекшись политическими играми, что называется, окончательно потерял берега, даже не удосужившись выполнить требования Минюста о приведении в соответствие с законом уставных документов. Больше никто ничего предлагать господину Хамохеву скорее всего уже не будет, а он сам останется наедине с законом. В этом случае закономерным результатом станет лишение Духовного центра мусульман Ингушетии государственной регистрации. И никакие последующие воззвания к единоверцам о давлении на ислам успеха не возымеют, как не отражающие объективной реальности в сегодняшней Ингушетии. Мусульманам республики останется подобрать себе новую, более эффективную, форму организации, которая будет работать во благо всей ингушской уммы, а не выражать клановые интересы узкого круга лиц.

Автор: Муса Батаев

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Элберд 18 Апреля 2019г.
Ответить

Истину глаголишь!

Муса Абадиев 17 Апреля 2019г.
Ответить

Насквозь пропитанная ложью и политикантством статья. И это на религиозном сайте. Неудивительно, что подписана она чужим именем.

Яндекс.Метрика