Мусульмане России в политическом процессе: от объекта к субъекту

news-HVlkNlVpNP
Исламское присутствие в России связано с большим количеством серьезных проблем. Одной из них, по мнению специалистов, является проблема субъектизации. Несмотря на то, что в нашей стране проживает около 20 миллионов мусульман, роль ислама в общественной, политической, экономической, культурной жизни практически незаметна. Мусульманское сообщество очень фрагментировано как в организационном, так и в идеологическом плане, что мешает ему выступать как единое социальное целое. Так, пока последователи ислама спорят о том, должны ли они участвовать в политическом процессе; если да, то в каких формах – в России предпринимаются небезуспешные попытки оттеснить 20-миллионное мусульманское сообщество от легальных форм политической деятельности, направив мусульманскую общественную инициативу в деструктивное русло.

Дезорганизация и маргинализация как результат низкого интеллектуального уровня и политико-правовой незрелости большинства мусульман, по мнению экспертов, превращает их в идеальный политтехнологический инструмент. В России все уже привыкли к тому, что накануне важных политических событий (президентских, парламентских выборов) появляется «мобилизующая» информация в форме сообщений о раскрытии и предотвращении заговоров, покушений, терактов и других преступлений. Как правило, интенсивная информационная атака сопровождается громкими заявлениями чиновников о необходимости борьбы с преступностью и «международным терроризмом».



Нагнетание страстей вокруг ислама стало наиболее распространенным средством манипуляции общественным сознанием как в России, так и в мировом масштабе. Силам, раскручивающим данную тему, для большей убедительности постоянно требуются новые образы антигероев, которых легче всего найти среди малообразованных, маргинальных представителей мусульманского сообщества, кичливо выставляющих напоказ свою религиозность.



Суть проблемы субъектизации мусульман заключается в их неспособности внятно ответить на вопрос: кто они – объект или субъект общественно-политической жизни? Первый вариант, как представляется многим аналитикам, чреват продолжением кровавых конфликтов, громких терактов и прочих действ, создающих необходимый фон для борьбы с так называемым «исламским терроризмом». Второй – дает мусульманам шанс стать влиятельным меньшинством, без учета интересов которого не будет приниматься ни одно важное политическое решение, как, например, в Великобритании и Швеции, где последователи ислама создают общественные движения, активно участвуют в выборах в составе доминирующих партий, заключают союзы и альянсы с различными политическими силами. Такая субъектизация позволяет им эффективно отстаивать свои права, решать насущные проблемы всего общества.



Если мусульманское сообщество все же решило стать полноправным участником (субъектом) политического процесса, то возникает другой вопрос – о средствах подобного участия. В отсутствие у российских мусульман собственной политической структуры реальной альтернативой становится взаимодействие с существующими общественными объединениями и политическими партиями. Ибо на сегодняшний день партия представляет собой легитимный инструмент, позволяющий эффективно обеспечивать интересы крупных социальных групп, будучи и средством влияния на власть, и трибуной для выражения взглядов.



Однако здесь возникают основные трудности. Так, само упоминание слова «партия» в силу распространения определенных стереотипов вызывает у многих российских мусульман негативную реакцию. Недавно мне довелось столкнуться с таким аргументом: «есть только две партии: партия Аллаха и партия шайтана – в избирательном списке они не представлены». Очевидно, что в данном случае взятые из коранического контекста выражения – «партия Аллаха» и «партия шайтана», олицетворяющие в широком смысле такие взаимоисключающие категории, как «Правда» и «Ложь», «Добро» и «Зло», были буквалистски интерпретированы автором, который низвел их до уровня субъектов государственной политической системы.



Гораздо более серьезным препятствием представляется отсутствие в России партий, идеологически совместимых с исламом и учитывающих интересы мусульман. Здесь уместно обратиться к исламской традиции, главной особенностью которой являлось искусство договариваться, заключать тактические и стратегические союзы с самыми разными силами там, где этого требовали интересы уммы. Многочисленные договоры, заключенные пророком Мухаммадом с вождями языческих и иудейских племен Аравии, с правителями соседних государств, показывают, что во главу угла ставилась не идеология, а интересы мусульманской общины. Красноречивым примером явился «Пакт при Худайбии», заключенный с непримиримыми врагами ислама – мекканскими язычниками, как кому-то могло показаться, на абсолютно невыгодных для мусульман условиях. Напомним, однако, что именно этот договор ознаменовал начало конца язычества в Мекке.

Автор: Рустам Адиуллин

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика