От шейха Худайберди Туркестани до Маргариты и Миланы

Так шейх Худайберди-хазрат уходил с Туркестана в Сибирь

Так шейх Худайберди-хазрат уходил с Туркестана в Сибирь

Теги:


0
15 Января 2022г. (11 Джумада ас-сани)

Благодаря «Ревизским сказкам» и семейным записям Юмачиковых из села Ембаево тобольскому историку, исследователю генеалогии сибирских татар Гульсифе Бакиевой удалось восстановить родословную сибирского просветителя Маулекая Юмачикова (1834-1910), автора поэтических произведений, преподавателя Магометанского духовного училища Юрт Ембаевских Бухарской инородческой волости Тобольской губернии.

Ембаевское духовное училище, где преподавал Мулекай-эфенди, считалось Высшей мусульманской школой (существовали еще множество «низших» школ в аулах сибирских татар) Тобольской губернии и, как пишется в книге «Материалы для изучения экономического быта государственных крестьян и инородцев Западной Сибири» (1888), в Ембаево на учебу стекались ученики из Тарского, Ялуторовского и других округов губернии, и зимой общее число шакирдов доходило до 260 человек.

Жители Юрт Ембаевских, начало 20 в.

«По словам самих учителей эти школы, главным образом Ембаевская, не уступают медресе, находящимся в Бухаре, что весьма возможно, так как и там один какой-нибудь мулла является воплощением всех наук, которые он преподает; и тут, и там дело ограничивается почти только грамотой и заучиванием наизусть стихов из Корана и из поэтов», – сообщается в книге, но скорее всего сведения о том, что один мулла обучает всем наукам относится к «низшим» школам. В Ембаево преподавателей было несколько, учебные дисциплины были не только религиозными, но и светскими, в том числе география, арифметика, о чем свидетельствуют табеля успеваемости, представленные в Ембаевском сельском музее.

На основе архивных данных Гульсифа Бакиева установила, что, во-первых, Маулекай Юмачиков не является уроженцем Юрт Ембаевских Бухарской волости, как считалось прежде. Приведенные в разных научных изданиях сведения о месте рождении просветителя неверны: согласно материалам первой переписи населения Российской империи 1897 года, Маулекай родился в 1837 году в Юртах Сингульских Ялуторовского уезда.

Далее уже на основе Ревизских сказок – документов, отражающих результаты проведения подушных переписей (ревизий) податного населения Тобольской губернии, историк узнала точные имена предков учителя.

Отец просветителя Юмачик родился в 1793 году, а его родителя звали Тимир. В семье были еще дети, их имена Иянак, Бига, Али. Отец Тимира Рецеп был женат на женщине по имени Разбига. Последующих предков звали Кучук, Кунак, Айдкул, Зайдкул.

Согласитесь, необычные для нашего времени имена. К слову, в родословном листе, составленном историком, указаны имена и сегодняшнего последнего поколения потомков просветителя, и более половины их явно не тюрко-мусульманского корня – Давид, Юстина, Лиана, Маргарита, Ольга, Егор, Милана.

Жизнь течет, меняется. Новое поколение растет, влюбляется, женится, появляются дети, для которых имена их предков Зайдкул, Айдкул уже в диковинку. Но теперь, благодаря исследованиям Гульсифы Такиюлловны, Юстина, Ольга и другие потомки будут знать, что их далекий предок был мусульманским шейхом, прибывшим в Сибирь из древнего Туркестана, города, который стал духовной столицей тюркского мира с подачи ругаемого сегодня всеми кому не лень Елбасы Нурсултана Назарбаева.

Соборная мечеть Ембаево, начало 20 в.

И это второе открытие историка. Отца седьмого предка просветителя звали Худайберди-шейх. Родственники считают, что пращур пришел в Сибирь в составе духовной миссии во время Сибирского ханства. Во время правления хана Кучума его родственник по линии шейбанидов и правитель Бухары Абдулла хан несколько раз отправлял по просьбе сибирского хана духовные миссии на берег Туры, Тобола и Иртыша. Однако в таком случае слишком велик будет разрыв между поколениями – около 40 лет. Поэтому скорее всего шейх Худайберди решил переселиться из жаркого юга на север, когда здесь уже была Сибирская губерния Российской империи.

Шейх Худайберди пришел с одним из караванов бухарцев и поселился в ауле Саел, носящем сегодня название Сингуль Татарский. Возможно, вместе с ним пришел сын шейха Заидкул, а может быть он родился уже на новой родине в Сингуле, об этом известно только Всевышнему. Худайберди-хазрат, будучи последователем Ходжа Ахмеда Яссави, неспроста выбрал местом жительства в Сибири аул Саел. Здесь находится астана (некрополь) одного из шейхов братства Яссавия, и, отправляясь в далекое путешествие, шейх Худайберди уже знал, где остановиться. Он обучал народ Саела исламу, проповедовал среди местного населения. После него духовными наставниками аула стали потомки.

Проследить линию предков до шейха Худайберди Туркестани Гульсифе Такиюлловне помогли старинные рукописи, в том числе шаджара-родословная самого Маулекая Юмачикова. Историк также установила, что Маулекай-эфенди до своего приезда в Ембаево 12 лет прожил среди казахов, обучал степной народ исламу. Вот почему наряду с татарским, арабским и фарси, он свободно писал свои труды и стихотворения на казахском языке. По словам директора Татарского книжного издательства в Тюмени Минзата Ибатуллина, Маулекай Юмачиков был известен как переводчик на казахский язык известного в тюркском мире с ХIV века дастана Хисама Кятиба «Джумджума султан».

В Ембаево Маулекай Юмачиков приехал уже в зрелом возрасте, вероятно по приглашению Нигматуллы-хаджи Кармышакова, содержавшего медресе. Известно, что Нигматуллы-хаджи приглашал для преподавания в Ембаевском джадидском медресе сильных преподавателей.

Писать стихи потомок шейха Худайберди начал в 1870-е годы, и быстро достиг широкой популярности среди образованных людей своего времени. Благодаря ему было заново создано непрошедшее царскую цензуру произведение неизвестного автора «Баит о Макарьевской ярмарке». Однако и эта книга также была запрещена, поскольку в ней критиковалось царское правительство. Запрету подвергся и «Баит об Ирбитской ярмарке», написанный Юмачиковым спустя два года, хотя в ней не было критики царских властей.

Маулекай Юмачиков умер в 1910 году, похоронен в Ембаево. Потомки, проживающие в этом старинном селе, чтят память прапрадеда и ежегодно проводят хатым, приглашая домой религиозных деятелей и ученых.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика