Первый столп ислама

Столпы – это практики, то есть они описаны и определены с точки зрения деятельности. Что делать, чтобы быть мусульманином? Данный вопрос не относится к уровню веры, понимания или намерения. Вопросы такого уровня принадлежат второму или третьему измерению ислама, но не первому.

Первый столп – это основополагающий акт, от которого зависит вся деятельность мусульманина и который заключается в признании на словах, что ты принимаешь реальность Бога и пророчество Мухаммада (и, следовательно, – истинность Корана – послания, с которым Мухаммад был послан). Первый столп называется «шахада» (араб. – «свидетельствовать», «торжественно заявлять»).

Кораническое употребление термина «шахада» проливает свет на особое значение этого термина. Одно из имен Бога в Коране – Сведущий о гайб и шахада. «Гайб» означает «отсутствующее, незримое, невидимое, сокрытое». «Шахада» в этом контексте значит «то, что зримо или засвидетельствовано». Употребляя указанное Божественное имя, а также другими способами Коран разделяет окружающий мир на две сферы: на недоступное нашим органам чувств и на то, что наши чувства могут засвидетельствовать. Нам известна только сфера явленного, тогда как Богу ведомо и явное, и сокрытое. Область незримого – это Бог и духовные сущности, область явного – все телесные сущности. Ещё одно из имён Бога – аш-Шахид, «Свидетель», поскольку Бог – свидетель всему, что происходит, ибо, как говорится в Коране:

Он – с вами, где бы вы ни были.

(57:4. Перев. Крачковского)

Бог – Свидетель тому, что они совершают.

(10:46. Перев. Кулиева (изм.))

Неужели недостаточно того, что твой Господь – Свидетель всякой вещи?

(41:53. Перев. Кулиева)

Термин «шахада» часто употребляется в Коране в смысле «выступать свидетелем». Например, говорится, что одалживать деньги необходимо в присутствии двух свидетелей, а условия сделки записывать: «Это будет самым справедливым и самым надежным свидетельством (шахада) перед Богом» (2:282. Перев. Кулиева (изм.)).

Свидетельствование единства Божия – самое главное действие для мусульман. Совершая его, они подражают Богу и ангелам, которые поступали так же, ведь последние входят в ряды тех, кому было дано знание:

Свидетельствует Бог – и [вторят Ему] ангелы и наделенные знанием, – что нет иного бога, кроме Него, Вершителя справедливости, что нет бога, кроме Него, – Недосягаемого, Мудрого.

(3:18. Перев. Кулиева (изм.))

В самой краткой форме первый столп ислама включает произнесение всего двух предложений: «Нет бога, кроме Бога» и «Мухаммад – посланник Бога». (Мухаммад расул Аллах). Обычно перед каждой из этих фраз произносятся слова «я свидетельствую» («ашхаду ан»).

Теоретически от мусульманина требуется произнести шахаду всего один раз в жизни, но на практике мусульмане повторяют её постоянно, особенно потому, что она включена в ежедневные обязательные молитвы. По традиции, отец ребенка шепчет шахаду на ухо новорожденному. Таким образом, с первых же мгновений жизни ребенок встречается с первым столпом. Эта формула произносится мусульманами по любому поводу, и дитя обучается ей как можно раньше. Никто не ожидает понимания ребенком шахады. Важен сам факт произнесения.

Первостепенное значение шахады отчетливо проявляется в том, что её провозглашение и есть тот ритуал, через который человек предается Богу, то есть становится мусульманином. Для этого нужно в присутствии двух свидетелей-мусульман произнести формулу по-арабски, с намерением предать себя Богу.

Большинство мусульман сходятся на том, что произнесение шахады есть единственное условие, чтобы Бог принял ислам человека. Однако они добавляют, что ислам нельзя считать подлинным, искренним, если он существует лишь на словах. Провозглашая шахиду, человек принимает на себя обязательство соблюдать требования остальных четырех столпов, и, если он не исполняет их, его ислам неполноценен и даже неприемлем.

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика