Почему османам пришлось сражаться с ацтеками

Шестнадцатый век ознаменовался борьбой королевств Испании и Португалии с Османской империей. В конце 15 века они успешно завершили изгнание мусульман с Пиренейского полуострова и проводили жесткую экспансионистскую политику. 

После морских путешествий Васко да Гамы, открывшего в 1498 году морской путь в Индию, португальцы в 1510 году основали на Индийском субконтиненте свою первую колонию – Гоа. Затем они захватили еще несколько городов на побережье – Даман, Мумбай и Диу. Оттуда они снаряжали морские пиратские экспедиции в Красное море, намереваясь уничтожить находившийся там османский флот, который активно действовал на коммуникациях португальцев в Индийском океане.

От португальцев не отставали испанцы, завоевавшие Южную Америку и вышедшие на побережье Тихого океана. Оттуда они двинулись на Филиппинские острова, где столкнулись с местным мусульманским населением. 

С другой стороны Османская империя утвердила свое присутствие в Малаккском архипелаге. Стремясь всемерно осложнить деятельность португальцев в этом регионе, османы наладили отношения с местными правителями, которые были мусульманами. Султанат Ачех во время правления султана Салахуддина аль-Кахара установил дипломатические отношения с Османской империей. С 1564 года, учитывая активность испанцев в Азиатско-Тихоокеанском регионе, османы стали оказывать ему помощь войсками, флотом и советниками, которые стали обучать местных искусству литья пушек и строительства кораблей.

Филиппины, на которых к тому времени закрепились испанцы, имели тесные торговые связи с султанатом Бруней, территория которого включала острова Борнео, Сулу, Балаян, Минодоро, Бонбон, Балабак, Баламбанган, Банги, Мантанай и Лузон. Брунейские торговцы занимались исламским призывом на южной части Филиппин.

Со своей стороны испанцы были полны решимости распространить на территории Филиппин католичество. В 1578 году губернатор Филиппин Франсиско де Санде написал письмо султану Брунея Сайфу-Риджалю, в котором потребовал прекратить проповедь ислама на Филлипинах, и разрешить проповедь католицизма на Борнео. Султан категорически отверг все его требования, рассматривая Филиппины как часть даруль-ислам.

Испанцы воспользовались кризисом престолонаследия в султанате, когда пенгиран (принц) Сери Ратна, (которого поддержал еще один принц, Сери Лела) начал оспаривать трон у Сайфу-Риджаля, приходившегося ему родным братом. Бунтовщики обратились за помощью к испанцам. В апреле 1578 года Испания направила к берегам Борнео эскадру из 40 боевых кораблей, на борту которых находилось более 2000 солдат. Причем значительную часть из них составляли инки и ацтеки из испанских колоний в Южной Америке, завербованные своими хозяевами. Эти войска захватили и сожгли столицу султаната Кота-Бату. 

Оставив город, армия султана отступила на север острова. Его солдаты, вооруженные в основном холодным оружием, остро нуждались в подкреплении. Поэтому султан Сайф-Риджаль обратился за помощью к халифу мусульман – османскому султану, который прислал ему оружия и направил воинов из тех сил, которые располагались в султанате Ачех. В армии султана были арабы, турки, воины из индийского Гуджарата и Малабарских островов. 

Тем временем испанцы провозгласили султаном коллаборациониста Сери Ратну, а он в свою очередь, объявил себя вассалом испанского короля.

В июне 1578 года отряд под командованием сторонника султана Борнео, принца Сакама, атаковал испанцев и разбил их в сражении недалеко от Кота-Бату. Это событие стало поистине легендарным в истории Брунея. Испанцы были вынуждены погрузиться на корабли и ретироваться на Филиппины. По другим сведениям, в рядах захватчиков разразилась эпидемия холеры, которая изрядно подорвала их боеспособность. Часть источников указывает на то, что против испанцев развернулась партизанская война, а местные жители отравили источники воды на захваченной Испанией территории. От холеры умер и предатель Сери Лела. Так или иначе вторжение на Борнео закончилось для Мадрида полным провалом. Перед отступлением из Кота-Бату испанцы в злобе и бессилии сожгли главную джума-мечеть города, которая, по преданию, горела всю ночь.

Новый губернатор Филиппин Франсиско Телло отказался от  прежней агрессивной политики и даже заключил мирный договор с султанатом Бруней. Однако Филиппины стали форпостом испанской колонизации и центром распространения католицизма в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Правление испанцев на этой территории сопровождалось борьбой против исламского меньшинства на островах – народа моро. Ущемления прав моро не прекратились и после получения Филиппинами независимости в 1946 году.

Первый раунд борьбы против европейского колониализма народами Яванского архипелага был выигран, но это было только начало. Прошло без малого 400 лет в битве за свободу пока, наконец, местные жители не добились полной независимости. 

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика