"Аль-васатыйя" – следование мере Аллаха и примеру Пророка

Али Вячеслав Полосин о планах работы "аль-Васатыйи" и не только

Али Вячеслав Полосин о планах работы "аль-Васатыйи" и не только

Теги:




48
31 Августа 2011г. (01 Шавваль)
Вот уже почти два месяца, как у российского центра «аль-Васатыйя» новый руководитель – известный философ и общественный деятель Али Вячеслав Полосин. Центр, о котором за почти три года его работы не было слышно почти ничего, несмотря на то, что о самой концепции «аль-Васатыйя» в последнее время говорят много, похоже, оживает. У нового директора много планов и идей, которые он планирует начать реализовывать уже в ближайшее время. Об этом и многом другом Али Вячеслав Полосин рассказал корреспонденту IslamNews.



- О намерении учредить в Москве российский центр, связанный договором с Международным центром аль-Васатыйи (Кувейт), было объявлено в декабре 2009 года в эль-Кувейте. Первым руководителем центра являлся член Общественной палаты РФ Фарид Асадуллин.



В прессе ошибочно связали это событие со случайно совпавшим по времени заседанием некоей «Группы стратегического видения «Россия – Исламский мир», организованной отставными политиками и востоковедами, к деятельности которой Международный центр аль-Васатыйи не имеет никакого отношения. Учение аль-Васатыйи (можно назвать его и богословской школой) является внутриисламским учением, сформулированным в трудах руководителя Международного союза исламских ученых и Европейского совета по фетвам и исследованиям шейха Юсуфа аль-Кардави.



Возможно, из-за означенной ошибки деятельность российского центра поначалу ориентировалась не столько на живую работу с мусульманами, на изменения в их сознании, и не на повышение богословской квалификации имамов, проповедников, преподавателей и вообще активных мусульман, сколько на общение с востоковедами. В июне 2011 года в организации произошла смена руководства, и директором центра назначили меня.



- Расскажите, пожалуйста, о ваших планах: как вы планируете продвигать идеи и принципы аль-Васатыйи в России?



- Планов очень много, и работа по ним уже активно ведется. Сейчас мы завершаем неизбежные организационные, внутренние вопросы, связанные с перерегистрацией. Но уже правление утвердило подготовленную нами официальную Программу центра.



Хочу подчеркнуть: дирекция Центра – это не богословы, а менеджеры, организаторы, ибо доносить идеи аль-Васатыйи до мусульман будут алимы: богословы и опытные преподаватели широкого профиля. Наша задача – определить наиболее востребованные точки приложения этого учения и создать необходимые условия для контакта алимов и простых мусульман, в первую очередь – молодежи.



С сентября мы начнем, иншаАллах, проводить мероприятия непосредственно научно-просветительской направленности. Первым крупным мероприятием на очереди стоит проведение международной научно-практической конференции в Дагестане. Тема конференции: «Исламская доктрина в борьбе с радикализмом». Дата проведения – приблизительно начало декабря этого года.



- Почему выбран именно Дагестан?



- Во-первых из-за сложившейся там непростой внутрирелигиозной ситуации, а во-вторых в республике до этого не было мероприятий подобного масштаба. В Дагестане, на мой взгляд, необходимо активизировать людей, дать им почву для дальнейшей работы с молодежью, которая, не находя правильных, соответствующих исламской традиции ответов на острые вопросы, иной раз бросается в крайности, в радикализм.



Для участия в мероприятии мы планируем пригласить многих известных во всем мире богословов. Разумеется, мы не в состоянии решить все проблемы, связанные с ростом напряженности в религиозной сфере в Дагестане, но мы можем внести свой вклад в устранение многих богословских противоречий, в избавление от ложных агрессивных стереотипов в мусульманском сознании, не присущих исламу времен Пророка (мир ему), а сложившихся в средневековых монархических деспотиях.



- Действительно, для осмысления мусульманам должна быть предоставлена четко разработанная методика переубеждения людей крайних, скажем, радикальных взглядов, а не простое декларирование сур из Корана, которое может вызвать спорные толкования. И все-таки, почему мы говорим об аль-Васатыйе с приставкой «умеренность» – это буквальный перевод или нечто большее?



– «Аль-Васатыя» – это раскрытие подлинной, коранической «золотой середины»; это определение меры всех вещей и следование этой мере, то есть умеренность; это центр равновесия и баланса всех сил, ибо именно такой смысл заложен в этом арабском богословском термине. Он не придуман людьми, а взят из Корана, то есть он ниспослан нам Самим Аллахом, превелик Он и пресвят: в суре «аль-Бакара», аят 143, Всевышний говорит, что создал нас «уммой васатыйи». Так что это умеренность не в смысле пассивности или какой-то ограниченности, а умеренность в смысле следования установленной Создателем миров мере, закону, алгоритму бытия, в котором любые крайности являются отходом от меры.



В практическом плане это – концепция умеренности в исламе, недопущения разного рода крайностей и радикализма. Если говорить в общественно-политическом формате, то это общественное содействие гармонизации религиозных отношений как внутри России, так и в контактах с мусульманским миром. Это примирение конфликтующих друг с другом идейных течений мусульман на принципах «золотой середины». Это желание организовать диалог внутри представителей разных течений ислама.



Российский центр аль-Васатыйи опирается также и на российское исламское духовное наследие – богатое наследие, сформированное за столетия жизни мусульман в христианском государстве, а затем совместной жизни с представителями других религий в светском государстве. У нас выработаны способы мирного сосуществования и гармонии, что очень важно. Но всё это нужно обосновать с точки зрения богословия и донести до общества в виде целостной концепции с далилями (доказательствами) по Корану и Сунне.



- О концепции «аль-Васатыя» сейчас много говорят, в том числе и в регионах – это говорит о том, что общество нуждается в творческом переосмыслении имеющихся знаний.



- Согласен. Возвращаясь к теме наших мероприятий, хотел бы сказать, что стартом всей этой активной работы должен стать круглый стол с международной презентацией российского центра аль-васатыйи и открытие первых официальных курсов по аль-Васатыйе в России.



Эти курсы, иншаАллах, будут организовываться в разных регионах страны. Обучение будет проводиться регулярно с участием как преподавателей Международного центра аль-Васатыйи, так и российских алимов, включая тех, кто уже получил знания в Международном центре. Также запланирован ряд конференций на эту тему с приглашением видных мусульманских ученых.



Планируется выпуск собственного журнала и организация еженедельного выхода в радиоэфир. Предположительно каждую пятницу в эфир будет выходить программа по аль-Васатыйе. Программа в доступном для всех мусульман формате, в удобное для них время, где будут в течение сорока минут обсуждаться все самые насущные проблемы мусульманской уммы. На следующий год мы планируем провести крупную научно-практическую конференцию в г. Казани на тему социальной доктрины ислама.



Все вышеперечисленные идеи и планы нашли поддержку у наших братьев из Кувейта. Каждый из этих проектов перед утверждением прошел обсуждение на специальной российско-кувейтской совместной комиссии.



Кстати, из Кувейта накануне к нам пришла радостная весть: в июле эмир Кувейта издал указ, в котором он практически легализовал Российский центр аль-васатыйи в своей стране. Таким образом получилось, что российский центр получил легализацию выше, чем Международный центр аль-Васатыйи, созданный по инициативе правительства Кувейта.



- Вы упомянули о «социальной доктрине ислама», что это за понятие?



– Исламу нужна концепция, которая бы объединяла религиозное учение с традиционным укладом жизни современных людей и с реальными обстоятельствами жизни в нашем земном Отечестве – России. Мы, мусульмане, граждане России, нашей земной Родины, проживая веками бок о бок с людьми самых разных национальностей, религий и культур, должны сами для себя осмыслить и богословски уяснить, как нам адекватно проецировать общий мусульманский фикх и фикх меньшинств на данную конкретную реальность, с учетом наших гражданских обязанностей и патриотического долга, и это должны решать сообща ученые, богословы, общественные деятели. Иначе говоря, мы должны подумать, как соотнести Мединское соглашение с нашей современной духовной, культурной и правовой реальностью.



- Большое Вам спасибо за познавательную, интересную беседу. Редакция IslamNews поздравляет Вас с праздником Ураза–байрам и желает больших творческих успехов и реализации всего задуманного во благо мусульманской уммы!



- Я так же хотел бы поздравить редакцию IslamNews, ее читателей и всех братьев и сестер с объединяющим всех нас, мусульман, праздником Ураза–байрам! Хотел бы пожелать Вам добра, мира и милости Всевышнего!

Автор: Беседовала Диана Алиева

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Antibeduin 15 Октября 2011г.
Ответить

Для моего друга Абу Ханифе, для размышления!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!. «Мужчина пастух своей семьи и ответственен за нее». исходя из этого хадиса, если кто-либо, умирая, оставля- ет в своем доме спутниковую антенну, тот предает свою семью, он нарушает завет и будет лишен Рая, как об этом сказано в хадисе». Эта фетва была издана муфтием шейхом Му- хаммадом бин Салихом аль-усеймином 25/3/1417г. (10/08/1996г.), а 28/3/1417г. (13/08/1996г.) он поставил под ней личную подпись. А Шей...
Читать дальше

Antibeduin 15 Октября 2011г.
Ответить

Для модератора и многоуважаемому моему другу Абу-Ханифе: «Маджмуъ фатава ва расаил фадылят аш-шейх Мухаммад бин Салих аль- Усеймин». – Т. 3. – С. 3, фетва № 428.

Antibeduin 08 Сентября 2011г.
Ответить

"Самый крупный современности саляфитский ученый шейх Абдулазиз бин Абдулла бин Баз придерживается мнения, что, по его мнению, тот, кто верит во вращение земли, является вероотступником, заслуживает смертной казни, а его имущество должно быть передано в пользу общемусульманской казны (байт аль-мал аль-муслимин). Что же касается шейха аль-Усеймина, то он рекомендует учителям географии вообще не упоминать теорию о вращении Земли на своих уроках"

Таухид 04 Сентября 2011г.
Ответить

Во времена распада халифата возникало большое количество партий которые занимались благотворительностью и т.д. и лишь малые из них занимались действительно важной целью - не допустить распада государства!! Вот и сейчас я вижу группу которая и будет заниматься "благотворительностью". А разве эта группа сможет решить проблемы уммы?? А разве так пророк Мухаммад (с.а.с.) решал проблемы?? Коран и Сунна вот единственные идея и метод!!

Abu Karim 03 Сентября 2011г.
Ответить

снова спор бульдога с носорогом... умеренность действительно должна присутствовать во всем, даже в обрядах поклонения... странно, и в то же время понятно, что все эти названия "васатыийя", "прогрессивные мусульмане", "ахлю-с-сунна ва джамаа" это всего лишь попытки выделить себя из толпы загнившей массы мусульман и попробовать показать себя новым примером как самим мусульманам так и посторонним зевакам ищущим Истину... Человек следующий Корану и Сунне, не позволяющий втягивать себя в мелочные разговоры и споры, всегда сможет легко определить и увидеть подобных себе...
Читать дальше

kamirbek 02 Сентября 2011г.
Ответить

Салямун алейкум! как я считаю в самих словах ваххабит или салафизм нет ничего опасного. Почему я так считаю? потому что при рассмотрении истории возникновения вахабитского движения, сегодняшней саудовской аравией (ислам с ваххабитским мазхабом) и теми кого сейчас называют ваххабистами (здесь вообще вопрос отдельный) я вижу разницу. главное, что бы современные вахаббиты и салафиты делали, то что делали пророк (сав), сахабы, табиины и табиин табиины.

privet-asad 01 Сентября 2011г.
Ответить

"коренными зубами держаться" нужно еще уметь за Коран и Сунну !! нужно всем муслимам тщательнейшим образом изучать Жизнеописание Пророка , нужно уметь делать аналогии с нашей реальностью !

Абу Ханифа 31 Августа 2011г.
Ответить

"Учение аль-Васатыйи (можно назвать его и богословской школой) является внутриисламским учением, сформулированным в трудах руководителя Международного союза исламских ученых и Европейского совета по фетвам и исследованиям шейха Юсуфа аль-Кардави." Ничего себе! Карадави или его последователи на мазхаб- "богословскую школу" претендует что ли? Не тот ли это Карадави который давал фатуа на кого-то из арабских правителей о смертной казни для него? Это что ли АльВасатыя? Тогда как саудовские ученые призывали к остановке смуты - а ведь всякие р...
Читать дальше

Таухид 04 Сентября 2011г.
Ответить

Во времена распада халифата возникало большое количество партий которые занимались благотворительностью и т.д. и лишь малые из них занимались действительно важной целью - не допустить распада государства!! Вот и сейчас я вижу группу которая и будет заниматься "благотворительностью". А разве эта группа сможет решить проблемы уммы?? А разве так пророк Мухаммад (с.а.с.) решал проблемы?? Коран и Сунна вот единственные идея и метод!!

Abu Karim 03 Сентября 2011г.
Ответить

снова спор бульдога с носорогом... умеренность действительно должна присутствовать во всем, даже в обрядах поклонения... странно, и в то же время понятно, что все эти названия "васатыийя", "прогрессивные мусульмане", "ахлю-с-сунна ва джамаа" это всего лишь попытки выделить себя из толпы загнившей массы мусульман и попробовать показать себя новым примером как самим мусульманам так и посторонним зевакам ищущим Истину... Человек следующий Корану и Сунне, не позволяющий втягивать себя в мелочные разговоры и споры, всегда сможет легко определить и увидеть подобных себе...
Читать дальше

kamirbek 02 Сентября 2011г.
Ответить

Салямун алейкум! как я считаю в самих словах ваххабит или салафизм нет ничего опасного. Почему я так считаю? потому что при рассмотрении истории возникновения вахабитского движения, сегодняшней саудовской аравией (ислам с ваххабитским мазхабом) и теми кого сейчас называют ваххабистами (здесь вообще вопрос отдельный) я вижу разницу. главное, что бы современные вахаббиты и салафиты делали, то что делали пророк (сав), сахабы, табиины и табиин табиины.

privet-asad 01 Сентября 2011г.
Ответить

"коренными зубами держаться" нужно еще уметь за Коран и Сунну !! нужно всем муслимам тщательнейшим образом изучать Жизнеописание Пророка , нужно уметь делать аналогии с нашей реальностью !

Абу Ханифа 31 Августа 2011г.
Ответить

"Учение аль-Васатыйи (можно назвать его и богословской школой) является внутриисламским учением, сформулированным в трудах руководителя Международного союза исламских ученых и Европейского совета по фетвам и исследованиям шейха Юсуфа аль-Кардави." Ничего себе! Карадави или его последователи на мазхаб- "богословскую школу" претендует что ли? Не тот ли это Карадави который давал фатуа на кого-то из арабских правителей о смертной казни для него? Это что ли АльВасатыя? Тогда как саудовские ученые призывали к остановке смуты - а ведь всякие р...
Читать дальше

Яндекс.Метрика