Русский каганат - значимая веха истории Отечества

История Руси еще хранит в себе множество загадок. Одной из них является титул кагана, которым именуются некоторые киевские князья. Этот титул встречается в широко известных среди историков трактатах митрополита Иллариона «Слово о законе и благодати» и «Исповедание веры», где им называют великого князя киевского Владимира («Крестителя») и его сына Ярослава Мудрого.

В Софийском соборе Киева в свое время была обнаружена надпись-граффити, которая гласит: «Спаси, Господи, кагана нашего». Предположительно здесь речь идет о сыне Ярослава Мудрого Святославе Ярославиче. В литературном памятнике древней Руси «Слово о полку Игореве» о сыне этого князя – Олеге Святославиче также говорится, что он был «каганом».

Следует отметить, что слово «каган» имеет тюркское происхождение и значение «хан ханов», то есть верховный правитель всех кочевых народов.

То, что такой титул был у киевских князей, подтверждается и европейскими источниками: в исторической хронике королевства франков, «Бертинских анналах», письме короля франков Людовика II к византийскому императору Василию I, а также в трудах арабских и персидских историков Ибн Русте, Гардизи, аль-Маварди, сочинении «Худуд аль-алам» («Границы мира») и других.

Первым концепцию о том, что до прихода варягов на Русь существовало государство, правитель которого носил тюркский титул кагана, высказал в XIX веке русский историк Степан Гедеонов, который дал ей условное название «Русский каганат». По его данным, русский каган был наместником хазарского кагана.

Во 2-ой половине 20 века среди советских историков утвердилось мнение о том, что Русский каганат соперничал с Хазарским, а уже в современной российской историографии можно встретить точку зрения, согласно которой, это государственное образование было независимым от Хазарии, и правители его считали себя равными по статусу с хазарскими каганами. А подобная титулатура была принята его правителем исключительно для того, чтобы оказать влияние на византийцев, которые ставили кагана хазар по статусу выше русских князей. Историки также считают, что таким образом обозначались претензии его правителя на земли в среднем течении Дона и задонских степей вплоть до правобережья Волги.

В любом случае история взаимоотношений Хазарского и Русского каганатов включает в себя периоды как подчинения хазарам части территории, где проживали славяне вплоть до Киева, так и вооруженные конфликты, которые шли с переменным успехом и заканчивались, в том числе, и поражениями для славян (русов).

Например, 909 – 910 годах русы совершили набеги на север Каспийского моря, ограбили прибрежные города и возвращались с богатой добычей. По предварительной договорённости с хазарами, которые пропустили их через свою территорию, они должны были отдать им половину своей добычи.

Русы захватили множество пленных, которых планировали продать в рабство. На обратном пути, возвращаясь через Хазарию, они вызвали гнев гвардии хазарского кагана, состоявшей из мусульман, так как захваченные пленные были их единоверцами. Гвардейцы нагнали их, когда те уходили вверх по Волге. В результате трехдневного сражения русы были разбиты, а пленники освобождены. Это позволило на долгое время обезопасить Каспийское побережье от набегов с севера. А в 936 году подвластные хазарам черные болгары разбили рать под командованием князя Олега, и дошли до Киева.

Однако уже со 2-ой половины X века русы по просьбе Византии, начали целую серию военных походов против хазар, которые греки щедро оплачивали. Таким образом, они хотели обезопасить свои владения в Крыму, которым угрожали хазары. Эти походы в итоге привели к падению Хазарского каганата.

Исторические данные позволяют сделать очевидный вывод: Русь стала взаимодействовать с тюрками и мусульманами, которые занимали в Хазарском каганате весомые позиции задолго до прихода монголов. Тюрки достаточно серьезно влияли на ее внешнюю политику и повседневную жизнь уже тогда.

Разгром Хазарского каганата не означал ослабления влияния тюрок, так как хазар сменили тюрки-половцы.

Возможно, что к принятию христианства князя Владимира подтолкнуло соперничество с тюрками, так как и хазары, и другие тюркские племена, с которыми граничила Русь, не были христианами, а исповедовали другие религии. Принятие же христианства давало возможность рассчитывать на помощь Византии.

То, что киевские князья присвоили себе титул кагана, указывает, что именно тюркские государственные образования выступали для них неким примером государственного устройства, по крайней мере в IX-X веках.

Однако эта модель, которая хорошо работала в степях не подходила для управления славянскими племенами, которые жили в лесах, и на Руси стала складываться другая система управления с учетом экономической специфики, основу которой составляло возделывание земли, а не кочевое скотоводство. Со временем титул кагана перестал быть актуальным для русских князей и в дальнейшем вышел из употребления.

Но это не было концом взаимодействия с Великой Степью, из глубин которой через 300 лет пришли монголы во главе тюркских племен. Таким образом, началась новая эпоха в истории Северной Евразии.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика