Сабантуй. Место встречи изменить нельзя

00192

Который год в Москве погода, как будто, говорит: июль – время дождей, опаздываете с праздником сева. Радовавшее с утра солнце ближе к полудню сменилось проливным дождем, и небо полностью заволокло темными облаками. Но народ, несмотря на дождь, смело шагал вдоль трассы к Битцевскому конно-спортивному комплексу. Заказанные «Икарусы» (неудобные, в них разрешалось занимать только сидячие места, стоять запрещено) не справлялись с потоком желающих поскорее оказаться на празднике. Пожилые люди, с проблемами по здоровью, родители с детьми, гости столицы были вынуждены брать штурмом заказанные организаторами «Икарусы», народ забивался в них, но водитель отказывался везти, пока стоящие пассажиры салона не освободят автобус – таково правило. Если бы было такое условие в городских автобусах, представляю, что бы было с порядком в городе, и кто куда успел.

Сразу по приходу на место действия москвичи попадали в торговые ряды. Нарасхват шла халяльная продукция: шашлыки, люля-кебабы, через небольшой час исчезли с прилавков вкуснейшие очпочмаки фирмы «Бэхетле», все старались обязательно купить чак-чаки, особенно удались они нынче башкирам. Много было различной воды, но к величайшему огорчению татар, фантастически не хватало мест, называемых чайханой. После дождя стояла прохладная погода, но выпить горячего чая и согреться было проблематично. Пропаганда культуры чаепития могла бы стать одной из особенностей возможного национального проекта «здоровый образ жизни в исламе». К слову, книжные издательства и просто торговые дома традиционно широко представили исламскую литературу, и народ активно приобретал ее для своего просвещения. Еще из приятных впечатлений: массово скупались женские платки, белые мужские головные уборы тюбетейки, красиво пошитые, расшитые орнаментом, что повсеместно эти тюбетейки присутствовали даже на головах девушек. Отличительная черта нынешнего сабантуя – очень много молодежи. Заметное появление молодых девушек в исламской одежде. Невозможно было не улыбнуться при другой картине: много юных созданий в откровенно открытой одежде, что сверху, что снизу, но с непременным исламским полумесяцем. Не будем с ходу осуждать их, возможно, однажды они найдут своих исламских наставников. Душа-то у них открыта исламу, и это очень важно.

Нынче на сабантуе было шокирующее многих мусульман «явление христиан народу». Опасно появление на нашем пути христианских деятелей, проповедующих экстремизм. На сабантуе шло агрессивное навязывание православия. Несколько человек стояли в различных местах празднования, на пути прохода людского потока и навязывали бесплатную раздачу Библии, молитвослова на татарском языке, выпущенных издательством строящегося храма для крещеных татар в Москве. У центрального входа-выхода на территории комплекса работала православная христианская палатка с десантом в составе священника от Русской православной церкви Московской патриархии Сысоева, неофита-татарина Евгения Бухараева с женой, некоего церковного служителя, и вездесущего функционера общественной организации «Союза православных граждан» Кирилла Фролова. На напоминание десанту, что «вы оскорбляете своим присутствием татар-мусульман, потому что не признаете ислам, считаете мусульман заблудшими, погрязшими во тьме, провозглашаете свое превосходство, желаете всем, кто не хочет креста – гореть в вечном огне – это ничто иное, как религиозный экстремизм», Сысоев с торжествующей ухмылкой заявил: «Да, если это экстремизм, то мы экстремисты». Может ли прокуратура Москвы обратить внимание на такие заявления? Думаю, что обязана по статусу.

Юбилейный сабантуй решено было сделать безалкогольным (хочется очень верить, что благое начинание будет продолжено в соответствии с национальными исламскими традициями). Народ прекрасно пел, массово танцевал, веселился от души, потому что для праздника, который в душе, искусственное возбуждение не требуется. И все-таки пропаганда пива присутствовала в виде развернутых фирменных палаток с логотипами пивных компаний. Народу сказали – праздник будет без спиртного. В то же время в закрытых для посторонних глаз юртах водка «Юбилейная» лилась рекой… Оргкомитет, не иначе, решил: приглашенная «элита» и сами организаторы без водки не обойдутся. Если это не лицемерие, не ханжество, не противопоставление себя народу, то что это? Явление из того же разряда: девять собравшихся татар ради одного иноязычного сами заговорят на другом языке.

Опыт проведения общегородского праздника, каким стал «Сабантуй», у организатора мероприятия общественной организации "Татарская национально-культурная автономия города Москвы" небольшой, всего-то 20 лет. На следующий год самой культурной автономии стукнет десять. Хотя подготовкой такого большого праздника уместнее и продуктивнее было бы заниматься в течение всего года татарскому культурному центру с нормальным бюджетным финансированием, а не общественной организации.

И все же место встречи изменить нельзя. И это место – Cабантуй! Люди встречались, обнимались со своими родными, близкими, друзьями, односельчанами. Народ жил общим праздником, радостные эмоции останутся надолго. До свидания, Cабантуй!

Халида Хамидуллина (ИА "IN")

Автор: Халида Хамидуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий