Взаимодействие России со странами Центральной Азии неразрывно связано с именем мурзы Кутлу-Мухаммеда Тевкелева. Он прожил долгую и насыщенную событиями жизнь и стал первым в России генералом-мусульманином.
Тевкелев был потомком служилого мурзы Уразлея, который предположительно в 16 веке поступил на службу «белому царю». Отец Кутлу-Мухаммеда Мамеш был мурзой города Касимова и владел поместьями в Касимовском, Владимирском и Керинском уездах.
Свою многолетнюю службу Тевкелев начал в Коллегии иностранных дел переводчиком с «ориентальных языков», которых знал действительно немало. Он владел татарским, башкирским, казахским, узбекским, персидским, позднее – калмыцким; и свободно изъяснялся в письменной форме на литературном среднеазиатском (чагатайском) тюрки. За годы службы он выучил и несколько европейских языков. По воспоминанием современников, Тевкелев был глубоким знатоком образа жизни, культуры, быта и особенностей менталитета восточных народов Российской империи.
Впервые он отличился в неудачном для Петра I Прутском походе, где его способности дипломата были высоко оценены царем. В 1716 году он был включен в экспедицию Бековича-Черкасского в Хиву, и в ходе ее ему была поручена особая миссия по проникновению через Персию в Индию. Хотя она и закончилась неудачно, труды Тевкелева были высоко оценены, и он в 1722 году принял участие в Персидском походе Петра I.
Кутлу-Мухаммед в полной мере оценил идею российского самодержца о привлечении казахов в «русское подданство», чтобы использовать Казахскую степь как транзитную территорию в Центральную Азию и дальше в «сказочную» Индию с ее несметными богатствами. Стоит отметить, что старший казахский хан Абулхайр сам проявил инициативу, прислав в 1730 году посольство в Петербург с просьбой о принятии подвластных ему казахских племен в российское подданство. Для проведения этой процедуры в казахские степи был командирован Тевкелев. В инструкции, данной ему перед отъездом, указывалось, что, принятие в российское подданство будет осуществлено, если казахи согласятся охранять русские торговые караваны в степи, платить ежегодно ясак шкурами животных, давать заложников (аманатов), жить в мире с российскими подданными и подчиняться основным законам Российской империи.
Российская миссия выехала из Петербурга в феврале 1731 года и проследовала сначала в Уфу, где была проведена окончательная подготовка и согласование ее маршрута по землям казахов, а в августе – из Уфы до кочевий хана Абулхайра, куда российским посланникам удалось добраться лишь через полтора месяца.
Встретившись с Абулхайром Тевкелев неожиданно для себя узнал, что хан обратился к российским властям, не посоветовавшись с другими ханами и беками. Он оправдывал свой поступок тем, что при обсуждении с ними он не смог бы убедить их в необходимости этого шага, тогда как, вступив в русское подданство, он надеялся урегулировать свои отношения с другими российскими подданными – башкирами и калмыками, которые нападали на его кочевья и, обезопасив таким образом свой тыл, начать войну с джунгарами, которые ранее захватили часть принадлежавших казахам территорий. Как писал сам Тевкелев, хан, обосновывая свое поведение, заявил ему: «Киргиз-кайсацкая орда – люди дикия; вдруг их в путь наставить невозможно, так надобно с ними поступать, как уменьем ловят диких зверей».
Когда представители подвластных Абулхайру племен были собраны и их известили о том, что они должны присягнуть российской власти «на верность», среди казахских султанов, биев и старшин поднялось возмущение. Они были готовы истребить русское посольство. Одновременно они стали выступать против Абулхайра, которого обвинили в обмане. В ответ хан заявил им, что ему нужна реальная политическая власть, и он больше не желает исполнять лишь представительские функции, будучи «первым среди равных».
Понадобился недюжинный дипломатический талант Тевкелева, чтобы убедить казахских биев и старшин в том, что им выгодно вступление в российское подданство. Это заняло целый год, в течение которого местная знать мало-помалу склонилась к принятию присяги «на верность» Российской империи.
В ноябре 1732 года российское посольство двинулось в обратный путь. Вместе с ним в Петербург отправились второй сын Абулхаира султан Ералы, двоюродный брат хана султан Нияз, старшины: Кудайназар-мурза, Садык-бий, Мурзагельды-батыр, Тугельбай-батыр и некоторые другие лица. Через Уфу посольство прибыло в Петербург в начале января 1734 года. Представители казахов вторично в торжественной обстановке в присутствии императорского двора принесли присягу России.
За успешные действия в ходе своей дипломатической миссии Тевкелев был удостоен звания полковника российской армии. «Журнал», который Тевкелев вел в ходе осуществления своей миссии в течение нескольких лет, до сих пор служит источником информации об истории и этнографии казахских племен и используется при написании научных работ.
Однако, не стоит рассматривать этого видного представителя царской администрации как исключительно научного работника и полиглота. Принимая участие в управлении Оренбургским краем с 1734 по 1739 года, Тевкелев проявил себя жестким администратором и исполнителем царской воли. Так, принимая участие в подавлении башкирского восстания 1735-40 годов, он стал известен тем, что приказал полностью уничтожить 50 башкирских аулов, а в ауле Сеянтус истребил все его население – 1000 человек, включая женщин и детей.
Затем 9 лет он продолжал службу в Петербурге, а с 1748 и до конца 50-х годов Тевкелев вновь провел в Оренбургском крае, управляя им совместно с губернатором И.И. Неплюевым. В сентябре 1755 года он был произведен в генерал-майоры. Прослужив еще четыре года, он в январе 1760 подал в отставку.
По отношению к Тевкелеву существует распространенный миф о том, что он якобы перешел из ислама в христианство. Однако официальные российские источники это прямо опровергают. «А оной Тевкелев наконец Генералом был, и состоял в своем Магометанском законе, а потом получав 1760 году от службы увольнение, жил в своих Татарских деревнях, и умер не переменя своего алкорана)», – писал императрице Екатерине II исследователь Средней Азии Василий Могутов.
Род Тевкелевых дал России целую плеяду офицеров и администраторов. Среди них можно упомянуть его сына Юсуфа, также принимавшего участие в управлении Оренбургским краем, его правнука Салим-Гирея, ставшего муфтием Оренбургского духовного мусульманского собрания, его праправнука, также по имени Кутлу-Мухаммед, крупного землевладельца и депутата Государственной Думы и руководителя мусульманской фракции во времена царствования Николая II.
Тевкелев был сыном своего века. Будучи верным слугой царю, в историю он вошел как «открыватель» казахских земель для Российского государства, в лице которого многочисленные казахские племена обрели пусть и не слишком заботливого, но покровителя, что позволило им в итоге в новых условиях стать одним из самых крупных государств Центральной Азии.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью:
Ответить
Манкурты, предавшие свой народ и веру, были во все времена!
Ответить
В памяти башкирского народа этот человек сохранился как главное лицо геноцида башкир. Время поставит всё по местам - те, кто ставит памятники фашистам, со временем исчезнут с лица земли.
Ответить
Он что мочил башкир. Вроде он был татарином. Вроде татары башкир жалеют не трогают.
Ответить
Тевкелев проклят башкирским народом, его место в аду, как мне известно, ныне в живых нет ни одного его потомка, так подействовал на его род проклятие моего народа.
Ответить
Место Тевкелева в аду, он проклят на вечно моим народом, проклятие подействовало, его род исчез с лица земли, ныне нет ни одного его потомка.
Ответить
Гореть ему в аду он не истребил а заживо сжег 1000 человек
Ответить
Тварью он был, манкуртом и чёртом. Не имеет значения, официально ли он повесил еврея на шею, или нет, но мусульманин не будет прислуживать тагуту сцарю, и по его приказу убивать мусульман тоже не будет. Гори в аду черт тевкелев.