Свобода, секуляризм, плюрализм и ислам

Иранок обязывают носить хиджаб

Иранок обязывают носить хиджаб

Теги:


24
11 Апреля 2018г. (25 Раджаб)


Предлагаем ознакомиться с выдержкой из лекции мусульманского мыслителя и политического деятеля Рашида аль-Ганнуши, где он разъясняет, как мусульмане должны воспринимать секуляризм, плюрализм и свободу в исламе.

Любая религиозная деятельность ничего не стоит, если она осуществляется по принуждению. Бессмысленно методами государственного насилия превращать мятежников в лицемеров. Всевышний Аллах сотворил людей свободными: можно внешне подчинить их, но нельзя овладеть их душами[1].


Главной опорой религии являются не государственные инструменты, а личные убеждения людей. Задача государства состоит прежде всего в том, чтобы обслуживать людей: давать им работу, обеспечивать их высококачественными медицинскими услугами, хорошими школами. Что же касается их сердец и их религиозности, то об этом позаботится Аллах. Самая великая ценность в исламе – это свобода[2]. Поэтому государства являются исламскими в той мере, в какой они стараются соответствовать ценностям ислама, обходясь без опеки со стороны религиозной инстанции, поскольку в исламе такой инстанции нет, а есть народ и умма, которые через свои институты сами определяют для себя, что такое религия.

Когда старейшины Мекки отвергли ислам, Пророк (да благословит его Аллах и приветствует!) предложил им: «Оставьте меня наедине с людьми»[3]. Если бы они так и сделали, ему не пришлось бы совершать хиджру и покидать родину, но поскольку его призыв был настолько убедителен и притягателен, они не могли бороться с ним другим способом. Поэтому мусульмане считают довод ислама сильным и не нуждаются в том, чтобы дополнять его принуждением людей. Когда голос ислама говорит: «Приведите ваше доказательство, если вы говорите правду»[4], его голос звучит не в безлюдной долине: это мусульманин бросает смелый вызов, находясь в самом пекле идейной и политической борьбы.

Те дискуссии и споры, которые ведутся сегодня в нашей стране (Тунисе) в ходе этой борьбы, в значительной степени вызваны путаницей в представлении о том, что есть секуляризм и что есть ислам. Отчасти мы можем устранить эту путаницу, если уясним, что секуляризм – это не атеистическая философия, а комплекс мер и процедур, призванных гарантировать свободу совести и мысли. Поэтому Абд аль-Ваххаб аль-Масири в своих работах отличает частичную секуляризацию от секуляризации полной – той, воплощением которой было французское якобинство, объявившее священникам войну под лозунгом: «Повесим последнего монарха на кишках последнего попа». Такая интерпретация секуляризации отражает французскую специфику, но она не выражает сущность секуляризации как процедурных мер, призванных гарантировать свободу общества.

Такая же путаница, но уже в понимании ислама, царит в головах тех, кто считает, что ислам победит, если отнять у людей свободу и силой заставить их молиться, соблюдать пост и носить хиджаб. Между тем, если такое произойдет, это будет не успехом, а поражением, потому что насильственное навязывание религии людям плодит только лицемеров, а Всевышний Аллах назвал лицемерие величайшим преступлением – лицемеры будут низвергнуты на самое дно геенны как худшие из людей.

Отсюда следует, что нам необходимо принять принцип гражданства (муватана).

Страна – не собственность того или иного человека, той или иной партии: она принадлежит всем ее гражданам. И всем им, независимо от их убеждений, цвета кожи и пола, ислам предоставил право быть гражданами и пользоваться одинаковыми правами – придерживаться любых убеждений при уважительном отношении друг к другу и совершать любые действия в рамках законов, которые они принимают через своих представителей в парламенте.

---------------------------------------------

[1] Приведу два примера, связанных с ношением хиджаба, который одно государство навязывает, а другое запрещает. Находясь в аэропорту в одной исламской стране, я заметил, что все женщины, сидевшие в самолете, были в хиджабах, но как только самолет взлетел, все хиджабы были тут же сняты… Это было демонстрацией полного краха системы образования в этой стране, которая, используя методы принуждения, сумела гарантировать лишь показную набожность. В другой стране (подобной той, которую мы в Тунисе так превозносили при свергнутом диктаторе Бенали) государство – также с помощью принуждения – лишало женщину права самовыражения через тот внешний облик, который ей нравится. Здесь можно говорить о провале обоих опытов.

[2]Именно поэтому я всегда выступал против принуждения людей к чему бы то ни было. В свое время я поднял острую тему – тему пресловутого «отступничества» как представления о том, что государство должно ограничивать свободу убеждения людей. Поскольку принцип «нет принуждения в религии» признается всеми, я выступал за то, чтобы за человеком признавалась свобода как принимать исламскую религию, так и отказываться от нее. Религиозность, основанная на принуждении, бессмысленна. Исламской умме не нужен лицемер, который в душе таит неверие, но изображает из себя верующего мусульманина: такой человек не укрепит ее ряды. Свобода – это фундаментальная ценность, с которой человек вступает в мир ислама. Произнесение слов «Свидетельствую, что нет бога, кроме Аллаха, и еще свидетельствую, что Мухаммад – Посланник Аллаха» – это личное решение, принимаемое осознанно и открыто.

[3] Т. е., дать ему возможность свободно общаться с ними, не подвергаясь принуждению ни с чьей стороны. В хадисе Пророк сказал: «Горе курайшитам! Им не терпится воевать! Посему бы им не оставить меня наедине со всеми другими арабами?».

[4] Священный Коран. Сура «Корова», аят 111.

Автор: Рашида аль-Ганнуши

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Мухаммад Али 22 Февраля 2019г.
Ответить

Слово Аллах1а - Священный Коран. Дом Аллах1а - Священная Мечеть. Не уничтожайте Дом Аллах1а на Священной Чеченской Земле! Остановитесь, не уничтожайте окончательно Дом Аллах1а в городе Грозном - Старинную Мечеть "Перстень Пророка Мухаммада", Мир Ему и Благословение Аллах1а! Сохраним наш Дом Аллах1а! Сохраним нашу Старинную Мечеть! Instagram "Сохраним Мечеть" sofia_news. Старинная мечеть свыше 130 лет. Английская постройка с минаретом. Располагается на поле в районе ул. Индустриальная и ул. Химиков в сторону Андреевской долины в территориальных админи...
Читать дальше

Юсуф 12 Апреля 2018г.
Ответить
10

Полосин. Отношение к правам и свободам человека в исламе основывается на прямой воле Всевышнего Творца, а не на сочинениях людей. Это имеет принципиальное значение, так как право, созданное человеком, относительно, и точно так же, как создано, оно может быть и изменено им, например, по воле земного правителя. Воля же Аллаха вечна и неизменна, и никто из людей, относящих себя к верующим в Него, не вправе нарушать ее. В материалистическом обществе права и свободы человека рассматриваются вне понятия вечной жизни, даруемой Аллахом, а именно — лишь как средство достижения временного комфорта. ...
Читать дальше

Dhakirah 12 Апреля 2018г.
Ответить

"Иранок обязывают носить хиджаб" _________ То что кому то кажется притеснением, дле других является свободой. Как же много мусульманок вам бы позавидовало...

Dhakirah 12 Апреля 2018г.
Ответить

"Отчасти мы можем устранить эту путаницу, если уясним, что секуляризм – это не атеистическая философия, а комплекс мер и процедур, призванных гарантировать свободу совести и мысли. " ___ Игра словами и не более. Для мусульман Шариат это конституация которая несет в себе гарантии свободы человека с определенными пределами. И если мы говорим о мусульманском государстве, то то что Аллах сделал обязательным, таким оно и должно оставаться, а не меняться на желательное или по усмотрению. Понятно что взгляды Ганнуши устаривают не только иноверцев, но и многих мусульман, которые желают найти легкий ...
Читать дальше

Ханан Ар-рифаиий 12 Апреля 2018г.
Ответить

отсутствие смертной казни и других действенных наказаний за определенные поступки вредит любой государственной системе. Кстати США не спешат отказываться от смертной казни. И при этом некоторыми считаются эталоном демократии.

Аблдалла 12 Апреля 2018г.
Ответить
13

Уважаемый Muslim__! Я поражаюсь вашей продвинутостью. Вы так эффектно "разоблачаете" такую известную в исламской мире фигуру у которого огромное количество богословских и др. трудов которые обогащают миллионы и он добился реальных успехов у себя в стране (главное - спас страну, после арабских революций, от сирийско-ливийского варианта). Наверно вы скрытый шейх Кардави или Усаймин или еще круче ?!

Muslim__ 11 Апреля 2018г.
Ответить
-9

"Такая же путаница, но уже в понимании ислама, царит в головах тех, кто считает, что ислам победит, если отнять у людей свободу и силой заставить их молиться, соблюдать пост и носить хиджаб. Между тем, если такое произойдет, это будет не успехом, а поражением, потому что насильственное навязывание религии людям плодит только лицемеров, а Всевышний Аллах назвал лицемерие величайшим преступлением – лицемеры будут низвергнуты на самое дно геенны как худшие из людей.". ------ Товарищ, если, например, кто то НЕ ворует или НЕ убивает, НЕ пристает к мужчинам или женщинам даже НЕ по причине внут

Muslim__ 11 Апреля 2018г.
Ответить
-9

"Приведу два примера, связанных с ношением хиджаба, который одно государство навязывает, а другое запрещает". "Свобода – это фундаментальная ценность, с которой человек вступает в мир ислама". -------- Есть один мааааааленький нюансик: если в Москве или в Нью-Йорке средь бела дня женщина выйдет с голой грудью на улицу, то ЕЕ ЗАБЕРУТ В ПОЛИЦИЮ. Таким образом, значит существуют границы свободы В ЛЮБОМ ОБЩЕСТВЕ. И кто ИМЕННО определил и НАЗНАЧИЛ, что граница принуждения и ограничения свободы начинает на голой груди, а не раньше???? Например, я уверен, что женщина ЗАЧЕМ налева

Muslim__ 11 Апреля 2018г.

Данный комментарий был заблокирован пользователями сайта.