Святой знаменосец войска халифа в Туркестане

Мазар Абдель-Азиза

Одной из достопримечательностей древнего Испиджаба/Сайрама, ставшего к сегодняшнему дню юго-восточной окраиной города Шымкент в южном Казахстане, является мавзолей знаменосца-аламдара Абдель-Азиза.

Вообще, в Сайраме огромное количество мавзолеев и памятников средневековья, одни из них более известны, как, например, мазары родителей суфийского мастера Ходжа Ахмеда Яссави, который родился в этом городе, другие – менее. Мавзолей Абдель-Азиза относится к числу хорошо известных, и каждый прохожий на улице подскажет, как удобнее проехать к нему, даже дети.

Сайрам – одна из средневековых опорных баз ислама в Средней Азии, откуда религия стала распространяться в разные уголки Великой степи и в Сибирь. Если проследить генеалогию сибирских сеидов, можно обнаружить, что предки многих из них пришли в Искер в период хана Кучума именно из этого города.

Так выглядел мазар аламдара до реставрации

Местные жители убеждены, что здесь в северной части Сайрама покоится человек, который был знаменосцем первого мусульманского войска, пришедшего в Среднюю Азию в период халифата. Однако затрудняются ответить, какой это был халифат, Омеядский, Аббасидский или эпохи праведных халифов. Справедливости ради скажем, что расспрашивали мы не местных ученых, поскольку в планы путешествия по «городу святых» не входили встречи с историками, а задавали вопросы аксакалам-смотрителям, которые встречают посетителей мавзолеев и читают от их имени аяты Корана и дуа.

- Абдель-Азиз-баба – это аламадар первого мусульманского войска Исхака-баба, – отвечали бабаи.

Истории известно завоевание Средней Азии Кутейбой ибн Муслимом при омеядах в начале 8 века. Тюрки и согдийцы тогда взяли реванш, и позже уже добровольно приняли ислам после Таласской битвы 751 года, когда, объединившись с наместником аббасидов в Хоросане Абу Муслимом, разгромили китайскую армию империи Тан.

Мечеть-мавзолей военачальника и святого Исхака-баба в Бабаате. Фото shymkent13.ru

Так чьим же полководцем был Исхак-баба? Погуглив, обнаружили на казахстанских ресурсах не только сведения по военачальнику Аббаидского войска, но и местонахождение его мавзолея – в селе Бабаата в Созакском районе здесь же Туркестанской области.

Легенда гласит, что Исхак-баба пришел в Туркестан в 767 году, т.е. после Таласской битвы. Он сделал своим наместником местного воина Тукты Шашты Азиза, после чего тюрки массово стали обращаться в ислам. И сам Исхак-баба, упоминаемый в трактате «Насаб-наме» Сафи ад-Дина Орын Койлакы, и его знаменосец Абдель-Азиз, которого второй трактат «О святых Мадинат ал-Байда и Испиджабе» относит к числу табиинов, стали проповедниками ислама и посвятили жизнь обучению местного населения религии, стали святыми-аулия.

Где тут правда, где вымысел, известно одному Всевышнему, однако мавзолеи не могли ведь появиться на пустом месте и всякий раз перестраиваться правителями, когда строение со временем ветшало! Значит люди знали, кому они отдают дань почета и уважения. Просто так от делать нечего никто не будет возводить мазары.

Считается, что первоначальный мавзолей над могилой Абдель-Азиза-баба появился в эпоху Караханидов, в 10-12 веках. Позже шейбанид Науруз Ахмед-хан (Баракхан) соорудил на старой основе новое здание. Этот мазар также разрушился со временем, и в конце 1860-х годов было построено новое здание, куда мы и пожаловали, путешествуя по Туркестанской области.

Место упокоения знаменосца войска Аббасидского халифа

Сведения о знаменосце Абдель-Азизе весьма скудны. Одна из версий гласит, что он погиб в войне при исламизации края, однако судя по тому, что здесь же в мавзолее покоится внук Абдель-Азиза сеид Ходжахан, надо полагать, что аламдар завел семью и сознательно остался доживать свой век в Средней Азии. Иначе, если бы знаменосец просто погиб при битве вместе с другими воинами, а не стал проповедником ислама, зачем бы местным жителям понадобилось выделять именно его и строить ему мазар?! К тому же после Таласской битвы между пришлыми мусульманами и местным населением установились братские отношения и отряду Исхака-бабы не надо было «исламизировать» тюрков против их воли.

Прочитав аяты и дуа в тиши усыпальницы по душам первых мусульман Туркестана, мы отправились знакомиться со следующим объектом и героем исламской истории.

Автор: Калиль Кабдулвахитов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика