Такое разное рабство

Рынок рабов в Стамбуле

Рынок рабов в Стамбуле

Теги:



0
26 Августа

Тема рабства частенько всплывает, когда идут разговоры о мусульманах и исламе. Стоит отметить, что хотя формально рабство было отменено в США и России в 60-х годах 19 века оно фактически существует и в современном мире.

Однако в отличие от других рабовладельческих систем, в исламе у раба есть определенные права, в том числе на пищу, жилище, одежду, имущество. Кроме этого освобождение раба Коран рассматривает как богоугодное дело и акт искупления грехов.

О том, что такая практика была широко распространена в Османской империи, сообщает, в частности, русский православный священник Иоанн Лукьянов в своих путевых заметках «Хождение в святую Землю»: «Турки милостивея грек... Невольник у турка в седмъ лет отживется, а умер турчин – так хошь и в год свободится...».

Положение рабов не было одинаковым, но общепринятой была практика их освобождения за выкуп. Невольник, особенно владевший ремеслом, мог заработать достаточно денег, чтобы выкупить себя самого.

К тому же в европейских государствах, которые часто вели войны с Османской империей, а также в России сложилась практика выкупа своих пленных у османов, для чего, например, российское государство даже вводило специальные налоги.

Стоит отметить, что рабы-немусульмане никогда не ограничивались в своих религиозных правах. Даже в Алжире, где их положение считалось особо тяжелым, местные власти никогда не отказывали им в духовном окормлении, для чего европейские страны специально присылали туда священников. Это касалось, в первую очередь, католиков, которых традиционно окормляло французское духовенство.

Тем разительнее отличалось поведение мусульман и европейцев, которые подвергали попавших к ним в плен иноверцев издевательствам, особенно по религиозным мотивам. Это в равной степени относится и к черным рабам, которых вывозили в Америку. Как минимум, 30-50% черных рабов исповедовали ислам. Хозяева-рабовладельцы применяли все известные им виды пыток, чтобы заставить рабов отречься от их веры, о чем сохранилось немало свидетельств.

Отдельно стоит упомянуть и пресловутую систему «девширме», которую так любят обличать критики османов. Набор христианских мальчиков осуществлялся один раз в три-пять лет. С 40 дворов брали одного человека. В среднем в рамках одного набора забирали около 3000 человек. Учитывая многомиллионную численность христианского населения это было немного.

Набранные таким образом дети и подростки считались рабами самого султана. Они получали великолепное по меркам того времени образование и нередко делали головокружительные карьеры, достигая высших постов в Османской империи, как, например, Соколлу Мехмет-паша (Бойко Соколович), великий османский зодчий Синан, и многие другие.

Самая тяжелая участь ожидала рабов на галерах. Ими, как правило, становились те, за кого было невозможно получить выкуп, кого не купили частные хозяева для работы по дому и по хозяйству, и не обладавшие навыками ремесленников. Их эксплуатировали «на износ», и единственным шансом освободиться был захват галеры кораблем какого-нибудь христианского государства.

Впрочем и сами христианские государства превращали пленных мусульман в гребцов на своих галерах и эксплуатировали также до тех пор, пока они не умирали. Например, на генуэзских и мальтийских галерах до 70% гребцов были из пленных мусульман.

Еще одной специфической категорией рабов были евнухи. Традицию иметь во дворце оскопленных рабов османы переняли от византийцев. Первые османские евнухи также были из христиан. С 16 века евнухами были преимущественно черные рабы из Африки, которых кастрировали в Египте и продавали в султанский гарем.

По оценкам посещавших Османскую империю европейцев, рабы составляли довольно значительный процент населения крупных городов . До 20-25% горожан были рабами. Даже семьи со средним достатком покупали себе невольников для работы по хозяйству.

Официально рабство в Османской империи было отменено почти одновременно с отменой крепостного права в России и рабства негров в США – в 60-х годах 19 века.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий