В чем секрет несгибаемой силы пуштунов

Сейчас, когда в политических и экспертных кругах обсуждается будущее Афганистана, от внимания СМИ совершенно ускользнули важнейшие факторы, определяющие поведение большинства населения этой страны – пуштунов.

Одной из главных составляющих самосознания этого народа является происхождение всех многочисленных пуштунских племен от одного легендарного предка Кайса Абдуррашида (Патана). Это всегда сплачивало пуштунов перед внешней агрессией.

Второй основой национального самосознания является свод обычаев пуштунов, который называется Пуштунвали (Пуштунвалай). Он восходит еще к доисламской эпохе и культуре предков пуштунов – саков и эфталитов. Ключевыми понятиями этого свода являются «нанг» и «бадал».

Нанг – это честь, защита которой касается каждого пуштуна, будь это старейшина племени или его рядовой член. Честь пуштуна неприкосновенная и это до сих пор является основой как взаимоотношений между разными племенами, так и с чужестранцами. Попрание чести для пуштунов является сильнейшим оскорблением. Зачастую многочисленные конфликты пуштунов с разными колонизаторами начинались с оскорбления их племенной чести, которую «белые люди» были склонны игнорировать. Любое посягательство на свободу, земли и имущество какого-либо пуштунского племени, не говоря уже об убийстве его члена, означает нарушение нанга. В этом случае наступает очередь бадала (воздаяния).

Бадал воспринимается пуштунами как неотъемлемая часть справедливости, ведь наказание обидчика, перешедшего морально-этические границы, и является актом ее восстановления. «Пуштунвалай» предписывает в таком случае вступать в противостояние с обидчиками, быть смелым и настойчивым, добиваясь их привлечения к ответственности. При этом всякие проявления трусости и малодушия осуждаются.

Благодаря таким моральным установкам пуштуны могли добиваться от колонизаторов разного рода компенсаций за их различные действия и практически всегда в долгой исторической перспективе одерживали верх над ними.

На основе Пуштунвалай существует такая социальная группа как Лашкар – племенное ополчение, главной задачей которого является охрана мирного труда и обеспечение мирного существования всех членов племени от мала до велика.

Еще одним инструментом Пуштунвалай является Джирга – совет племени, на котором его старейшины решают все жизненно важные вопросы. Совет всех пуштунских племен называется Лойя Джирга.

Пуштунвалай предписывает пуштунам хранить семейные ценности, соблюдать взятые на себя обязательства, проявлять гостеприимство и заботу о чужестранцах, оказавшихся на их территории. Этот кодекс также обязывает их любить и ценить родную землю, территорию обитания племени и заботиться о ней, бережно возделывая и сохраняя ее естественную среду. Кроме этого пуштуны обязаны хранить свой язык – пашто и чистоту крови, выбирая брачных партнеров только среди соплеменников.

Третьей составляющей самосознания пуштунов является ислам суннитского толка. Среди них очень популярен суфизм, что может даже вызывать удивление тем, что эти суровые люди-воины живо интересуются философско-нравственными аспектами религии. Шейхи различных суфийских тарикатов почитаемы среди пушутунов и являются для них непререкаемыми духовными авторитетами. Они способны объединить вокруг себя тысячи последователей-мюридов.

Следует отметить, что попытки представить афганцев дикарями, которым неведомы никакие нравственные законы в основном идут со стороны прозападных либеральных СМИ, которые не меняли своего отношения к ним еще со времен колониализма. Сами афганцы не раз давали уроки хороших манер колониальным «джентльменам» и научили-таки их считаться со своей ясно обозначенной позицией. В этом им помогал их «рыцарский кодекс» Пуштунвалай, а исламская религия укрепляла духовный стержень народа.

Автор: Хасан Насредтинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий