За что боролись басмачи

89 назад, 31 августа 1931 года, в Ташкенте был расстрелян один из лидеров басмачества Ибрагим-бек. До этого он десять лет вел борьбу с Красной Армией, пытаясь противостоять попыткам советизации территории бывшего Бухарского ханства.

В разное время сопротивление коммунистическим властям оказывали полтора десятка курбаши – командиров отрядов повстанцев, которым просоветские активисты из числа представителей народов Средней Азии дали пропагандистскую кличку «басмачи» (грабители).

В советское время басмачей было принято изображать как классовых врагов, защитников старых порядков – «байско-феодальных пережитков», узколобых религиозных фанатиков, противившихся прогрессу. Тем не менее они пользовались поддержкой населения, и боевые действия в Туркестане растянулись на долгие годы. Против басмачей применяли танки, авиацию, воздушные десанты, отравляющие газы.

Учитывая симпатии значительной части населения к басмачам Советская власть раз за разом откладывала проведение в Средней Азии земельно-водной реформы и начала ее вместе с организацией колхозов только в 1938 году, когда были разгромлены основные силы повстанцев. Отдельные схватки с ними продолжались до 1942 года.

Стоит отметить, что вооруженная борьба в регионе развернулась еще до революции, в 1916 году, когда местное население восстало против царской администрации, протестуя против принудительной отправки на работы в прифронтовую полосу, где среднеазиаты массово умирали от перебоев в снабжении и каторжной работы. Например, в Архангельской области их использовали вместе с австрийскими военнопленными на лесоповале. В годы Советской власти на таких работах использовали труд заключенных, которые от такого труда умирали в среднем за два года).

Антисоветское движение в Средней Азии не было однородным как это принято считать. Большую группу этого движения составляли представители старой родовой знати Бухарского, Хивинского и Кокандского ханств, а также кочевники-казахи. Они защищали не только свои привилегии, доставшиеся им по наследству от посягательств чужаков, но и старый порядок, таким как они его понимали. Представителями этой группы были Ибрагим-бек , Курширмат.

Другую группу составляли немногочисленные представители национальной интеллигенции, появившейся незадолго до революции, которые были скорее поборниками буржуазной демократии, свобод и гражданского равенства разных национальностей. Они возглавляли тех, кто вел национально-освободительную борьбу, расценивая власть большевиков, как помеху истинному национальному самоопределению народов. Яркими представителями этой ветви антисоветского движения сопротивления были Усман Ходжаев, Заки Валиди, Энвер-паша.

Еще одна группа, довольно многочисленная, назвала себя муджахидами – защитниками исламской религии. Им не нравилась антирелигиозная политика Советов, и они кроме пришлых коммунистов истребляли и тех из местных, кто поддерживал антиклерикальный дискурс большевиков. Среди них выделялся Катта Эргаш – авторитетный мулла из Ферганской долины и его союзник Мамадамин-бек

Были и откровенные бандиты с криминальным прошлым, которые, пользуясь обстановкой, совершали грабежи, например, Муэтдин-бек, еще при царе осужденный на каторгу в Сибири за грабежи и убийство.

Теме борьбы с басмачами уделял большое внимание советский агитпроп. В 30-ые годы были сняты такие известные советские боевики как «Джульбарс» и «Тринадцать», наполненные пафосом антибасмаческой борьбы.

Удивительно, но последний фильм, где нашли свое отражение классовые установки, с помощью которых принято было квалифицировать басмачей как бандитов, находящихся на службе иностранных разведок, был снят в 1953 году и назывался «Застава в горах». Тогда, по сюжету, советские пограничники так же как и их предшественники в 30-ые годы боролись с басмачами, хотя по факту в это время басмаческого движения как организованной силы давно уже не существовало. Остается лишь гадать, почему сталинский кинематограф вернулся к этой теме уже после Второй мировой войны.

Ренессанс темы басмачества пришелся на 70-ые годы прошлого века, когда в советском кинематографе возник целый квазижанр, который кинокритики называют «истерном» по аналогии с вестернами – фильмами про «ковбойцев и индейцев», как говорили главные их зрители в СССР – советские школьники. Их сюжеты действительно повторяли основные клише вестернов – борьба «хороших парней», которые несли в бескрайние пространства азиатских «прерий» закон и порядок (советский, разумеется) и «плохих парней», которые творили беззаконие.

Представители старшего поколения наверняка помнят такие «культовые», как принято говорить, фильмы, как «Белое солнце пустыни», «Алые маки Иссы-Куля», «Седьмая пуля», «Долг» и другие, где борьба с басмачеством служила антуражем для «экшена» с конными погонями и перестрелками.

Однако времена изменились. Как считает узбекский историк Камол Абдуллаев, главной заслугой басмачей стало предотвращение продвижения идей мировой революции на мусульманский Восток. В странах Центральной Азии их теперь считают первыми борцами за независимость и национальными героями.

Правда состоит в том, что среди басмачей было немало борцов за групповые интересы той или иной социальной страты и даже откровенных представителей криминала, но в то же время их большая часть сражалась, защищая свою национальную и религиозную идентичность.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Марсель 27 Августа 2020г.
Ответить

Мне мать рассказала о том что мои предки не желали сотрудничать с русскими из-за того что они убили их родственников в Алае Фергане и Андижане. Они защищались в селе Тогуз-Торо (ныне Казарман и село Киров). Многих из них жестоко убили а дети их были либо сиротами либо жили со своей бабушкой.

    Flaneur 12 Ноября 2020г.
    Ответить

    Перед нынешним узбекскими «учеными» сегодня стоят непростые задачи. Сначала, надо было обосновывать «пользу» от вырубки вековых деревьев по всей республики. Теперь с «научной точки зрения», надо преукрасить историю до прихода «русских колонизаторов». Но ведь есть беспристрастные фотографии, где невооруженным глазом можно увидеть жалкий быт, бесправного, безграмотного простого народа в период правления местных феодалов. Именно поэтому, узбеки и поддержали советскую власть и всегда боролись с феодально- байскими отношениями. Потому, они помнили и будут помнить таких своих героев как Хамза, а...
    Читать дальше

Мирзовали 29 Августа 2020г.
Ответить

Фузайл-Махсум был на тератории Гармской долиний.По расказам ; стариков он был истиним борцом за верой.

Марта 29 Августа 2020г.
Ответить

Опять же к вам вопрос чего приперлись к оккупантам???????

    Mahmud 30 Августа 2020г.
    Ответить

    А это - издержки производства!!!!! Если вы не тупая,то догодаетесь сами.... Всего наилучшего!

Анна 30 Августа 2020г.
Ответить

Басмачи - это комбатанты среднеазиатских народов по международному праву. Они боролись против русских захватчиков и русских шовинист - нацистов. Они заслонили собой другие азиатские страны от русской агрессии. Это герои международного масштаба

ashir01 06 Сентября 2020г.
Ответить

По Бухаре выпущено пять тысяч снарядов. Центр города уничтожен, сожжен Регистан, на третий день после обстрела, Бухарское Правительство послало парламентера, который задержан, как заложник. Обстрел продолжался после того еще три дня. После сдачи Бухары начались поджоги и невероятные грабежи и мародерство. Все богатства, содержащиеся в подвалах и кладовых Регистана, разграблены, громадные несгораемые шкафы разбиты, разломаны, открыто грабилось халаты, золотом и серебром два эшелона с груженым имуществом отправлены в Ташкент, тридцать девять сабель, усыпанные драгоценными камнями, некоторые из н...
Читать дальше

Андрей Николаевич Зайцев 11 Сентября 2020г.
Ответить

Борцы за идею финансировались нашими западными партнёрами. Так что ничего нового, все как всегда.

Сергей 20 Сентября 2020г.
Ответить

Вообще то Энвер-паша был турецким эмиссаром, в задачу которого было расширение сферы влияния пантюркизма, а не представителем туркестанских народов.

Александр 09 Ноября 2020г.
Ответить

Уже и басмачей в херои записали.Еще и памятники поставьте басмачам.Конечно сейчас можно говорить что угодно что они борцы за свободу и тд.Но по факту они защищали свое богатство и благосостояние.А так то советское государство много чего хорошего сделало для развития республик ср.Азии.А сейчас чуть что сразу окупанты.

    Аникей 13 Ноября 2020г.
    Ответить

    Ну что тепер в чкжой монастыр со своим уставом и сегодня их потомки еще и чурки

Яндекс.Метрика