Зачем Ватикан апеллирует к средневековому альянсу с монголами

Папа Римский Франциск, посещая недавно с визитом Монголию, напомнил о том, что Монгольская империя в 13 веке, во время своего максимального расширения, охватывала территории от Венгрии на Западе до Тихого океана на Востоке. Он также отметил, что это произошло благодаря умению предков современных монголов «признавать выдающиеся качества народов, населявших ее огромную территорию, и ставить эти качества на службу общему развитию». Папа призвал «ценить эту модель и повторно предлагать ее в наши дни».

«Дай Бог, чтобы сегодня на этой земле, опустошенной бесчисленными конфликтами, произошло восстановление, при уважении международных законов, состояния того, что когда-то было Pax Mongolica [Монгольским миром], то есть отсутствия конфликтов», – сказал он.

В ответ на это президент Монголии Ухнаагийн Хурэлсух отметил: «Достижения Pax Mongolica создали прочную основу для развития взаимного уважения между различными народами мира, бережного отношения к ценностям и самобытности друг друга, обеспечения мирного сосуществования различных цивилизаций».

Визит Франциска состоялся через 778 лет после того как папский посланник Иоанн Плано Карпини добрался до столицы Монгольской империи – Каракорума и передал послание от римского первосвященника монгольскому кагану. Итоги визита Карпини изложил в своей знаменитой Historia Mongalorum quos nos Tartaros appellamus («История Монгалов, именуемых нами Татарами»).

Тогда папа Иннокентий IV предлагал кагану Гуюку принять христианство и прекратить убивать христиан. В ответ Гуюк предложил Папе подчиниться власти монголов.

Одновременно папа направил еще одного своего посланника Аскелина Ломбардийского к монгольскому военачальнику Байджу, который продвигался на Ближний Восток, с предложением союза против мусульман. Тогда монголы на него не ответили.

Однако, когда мусульмане усилились и разгромили их у Айн-Джалута в 1260 году, монгольский хан Хулагу в 1262 году сам обратился к папе римскому через французского короля Людовика IX с предложением заключить союз против мусульман, обещая взять Иерусалим и передать его христианам. В своей ответной булле 1263 года папа Урбан IV высоко оценил симпатии монголов к христианам и вновь предложил им принять католичество.

Наследник Хулагу Абака продолжал поддерживать контакты с Римом и обещал в случае начала нового крестового похода прислать на помощь свои войска. Однако начатый в 1269 году крестовый поход под руководством Хайме Арагонского закончился неудачей, а самому Абаке пришлось противостоять вторжению из Туркестана. Таким образом, он не рискнул сразиться с мамлюками.

Провалом закончился и новый крестовый поход 1271 года, в помощь которому Абака прислал 10 тысяч своих воинов.

Делегация монголов, посланная Абакой, приняла участие во Втором Лионском соборе Католической церкви, где обсуждался вопрос об объединении Восточной и Западной церквей. На соборе папа Григорий провозгласил новый крестовый поход во взаимодействии с монголами. Однако эта идея не нашла поддержки среди европейских монархов и поход так и не начался.

Сын Абаки Аргун направил в Рим новое посольство в 1284 году, в очередной раз предложив союз Западу против мусульман, посулив взять Иерусалим и истребить их. Аргун также пообещал европейским лидерам, что в случае завоевания Иерусалима он примет крещение и вернет Иерусалим христианам.

Однако к тому времени европейцы порядком устали от многочисленных крестовых походов, которые заканчивались поражениями и приносили им одни убытки. Они пытались сохранить остатки своих владений в Палестине и предпочитали заключать долгосрочные перемирия с мусульманами. Поэтому они не поддержали предложение Аргуна.

Пришедший к власти в 1295 году сын умершего к тому времени Аргуна Газан продолжил политический курс отца на сотрудничество с Западом. В 1299, 1300, 1301 и 1302 годах он пытался координировать с крестоносцами действия против мусульман в Палестине, но по разным причинам неудачно. В 1301 году Газан отправил послание папе римскому с просьбой прислать войска, священников и крестьян, чтобы снова сделать Святую землю франкским государством.

Брат и преемник Газана Олджейту, в свою очередь в 1305 году отправил письма Филиппу IV французскому, папе Клименту V и Эдуарду I Английскому с предложением военного союза между монголами и христианскими народами Европы против мамлюков. Однако он вновь не сложился. В итоге он потерпел в 1312-1313 годах поражения в войне с ними, а его сын заключил с мамлюками мирный договор в 1322 году.

Контакты по религиозной линии между монголами и Римом поддерживались в течение всего 14 века. В столицу монгольской империи было назначено четыре папских легата (посланника).

В начале 15 века знаменитый среднеазиатский правитель Тамерлан пытался выстроить с Западом союз против набирающих силу турок-османов и даже принял у себя посольство от короля Испании.

Считается, что после этого контакты с Pax Mongolica прекратились, а вектор завоеваний европейцев переместился в Америку. Однако, не стоит забывать, что первоначальной целью Колумба была дорога в Индию, где правили Великие Моголы.

Создается впечатление, что в Ватикане, который выступает как представитель «старых» аристократических европейских элит, неспроста вспомнил про монгольский альянс, который в прежние времена был направлен против мусульман.

Сегодня участники разных геополитических проектов пытаются «застолбить» ещё свободные места в Азии? Кто, например, мог подумать, что США начнут выстраивать отношения с Вьетнамом, от которого они в свое время потерпели поражение? Вот и «старая» Европа демонстрирует свою готовность играть в геполитические игры не только у себя дома. Возможно ли возрождение средневекового проекта, когда теперь уже криптомонархические силы Европы при финансовой поддержке Ватикана пробьют свой коридор «Север-Юг», станем ли мы свидетелями новых крестовых походов и кто на сей раз будет их целью?

Политика – это искусство возможного, а в «Большой игре» любые средства хороши. Для выстраивания коалиции против того же Китая будут использовать всех, кто на это согласен. И у вьетнамцев, и у монголов есть свои претензии к Срединной империи. В свое время Евросоюз пытался вовлечь в свои антикитайские комбинации Индию, но она уже участвует как в британских, так и в американских политических антикитайских схемах. Видимо, поэтому папа и вспомнил про Pax Mongolica. Ведь «путь в тысячу ли начинается с первого шага», как гласит китайская поговорка.

Автор: Ильдар Мухаметжанов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика