В деревне Тахтагул в Тобольском Заболотье возвели железный купол над старым деревянным мавзолеем средневекового бухарского шейха-миссионера, чтобы защитить строение от осадков и сохранить для потомков.
– Это самый старый сруб астаны в Сибири, его срубили 150-200 лет тому назад, – рассказал имам мечети Тахтагула Амир Алеев. – Построена астана из лиственницы, которой нет в наших краях. Может быть лес для сруба доставили из Урала, где растет лиственница, а возможно 150-200 лет назад она росла и в наших краях, это известно только Аллаху.
В Тюменской и Омской областях, территориях, на которые столетия назад распространялась власть хана Кучума, насчитывается более пятидесяти астана шейхов-миссионеров, пришедших в далеком средневековье из Средней Азии, чтобы учить сибирских тюрков исламу. После ухода шейхов из жизни сибирские татары в благодарность возвели им бревенчатые мавзолеи и обновляли строения по мере ухудшения состояния. Об этом писал еще в 1675 году дипломат Николай Спафарий, посетивший Искер по пути в Китай: «...Тобольские татары для воспоминания ничестыя их веры магмецкие, обновили преж сего и ныне обновляют мечеть, в которой по их нечистой вере станащее действуют».
В Тахтагульской астане, согласно публикации тюрколога Николая Катанова ««О религиозных войнах учеников шейха Багаутдина против инородцев Западной Сибири» (1903), покоится «почтенный шейх Науф».
Рубленная «в чашу» астана в Тахтагуле – самый старинный не обновленный деревянный мавзолей. Шестиугольный сруб находится в березово-липовом лесном массиве на окраине кладбища в нескольких километрах от деревни. Между бревнами имеются узкие окошки разного размера. В этих местах, по данным краеведа, исследователя астана Ришата Рахимова, в старину были написаны аяты из Корана и дуа, рекомендуемые для чтения при посещении данной астаны. Ныне следы их стерлись.
В Тахтагул летом можно добраться с Большой землей только воздушным и водным путями. Два раза в неделю в Тахтагул прилетает из Тобольска авиатранспорт советской сельхоз индустрии Ан-2, называемый в народе «кукурузником». О билете на самолет следует побеспокоиться заранее в виду ограниченности мест. Водный путь на моторной лодке длителен и сложен, и прибегают к нему не часто. И поэтому завоз материалов и больших грузов происходит в зимнее время по зимнику, проложенному по замерзшим болотам.
Вопрос обновлении сруба астаны встал несколько лет назад после возвращения на родину супругов-пенсионеров Амира и Насимы Алеевых.
Есть такая особенность в татарских деревнях Сибири, которая не дает исчезнуть старинным аулам, известным еще из сибирских летописей, пережившим не одну историческую эпоху. Эта особенность называется тягой к отчему краю. Покинув аул в юности, к закату лет многие возвращаются в милую сердцу деревню в окружении лесов, рек и озер. Пусть там бездорожье, нет асфальта, нет многих привычных удобств, как в городах, но здесь ты чувствуешь себя в своем доме.
Выйдя на пенсию, вернулись домой из Ямала и супруги Алеевы. В родной деревне Амира Анваровича выбрали имамом (в Салехарде Амир-хазрат работал в гражданской авиации), а Насиму Маликовну, имеющую большой опыт управленческой работы, председателем мусульманской организации деревни. И вновь в мечети закипела общественно-религиозная деятельность, которая затронула и вопрос астана.
На собрании местные жители не пришли к полному согласию по судьбе деревянного мавзолея. С одной стороны, люди понимают, что когда-нибудь сруб все равно придется обновлять, строение подгнило, особенно на углах. Из тринадцати рядов четыре ушли под землю. С другой стороны, в душе им жаль разбирать старое здание, которое связывает с предыдущими поколениями, памятью предков. Поэтому местные жители пришли к Соломонову решению накрыть пока что астану железным куполом, открытым посередине для проникновения осадков на середину некрополя, а дальше будет видно.
- Было собрано 130 тысяч рублей пожертвований, – рассказал Амир-хазрат. – Купили железо, которое сегодня очень подорожало. Сделали все замеры и сначала собрали каркас во дворе и до наступления холодов успели провести все работы.
Железный купол продлит жизнь сруба, но через лет десять-пятнадцать не поможет и он, как не поможет никакой закон о государственной охране, сохранении и использовании объектов культурного наследия. Бревна вполне возможно превратятся в труху, и тогда на ее месте жители деревни воздвигнут другой деревянный мавзолей, как было завещано предками.
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: