Жены и домашний уклад пророка Мухаммада

Медина начала ХХ века

Двадцатипятилетний Мухаммад женился на курайшитке Хадидже, которая вплоть до своей смерти — на десятом году посланничества — оставалась его единственной супругой. Овдовев, Посланник Божий взял в жены другую курайшитку — Сауду и совершил помолвку с дочерью своего близкого соратника Абу-Бакра — Айшей, которую ввел в дом только на первом году хиджры.

В последующие годы супругами Пророка стали еще восемь женщин: на третьем году хиджры он сочетался браком с Хафсой, на четвертом — с Умм-Салямой и Зайнаб бинт Хузаймой, на пятом — с Зайнаб бинт Джахш, на шестом — с Джувайрийей, на седьмом — с Сафиййей, Маймуной и Умм-Хабибой. Одна из них, Зайнаб бинт Хузайма, скончалась вскоре после свадьбы, так что у Посланника Божьего к моменту его смерти оставалось девять жен.

У него были еще две невольницы-наложницы — Райхана и Мария. Первая досталась Пророку после похода на курайзитов на пятом году хиджры, а вторую он получил в дар на седьмом году — от египетского владыки Мукаукыса.

Жилье для жен Посланника Божьего, возводившееся близ Мечети, было предельно скромным. Покои каждой представляли собой обычную спальную комнату, к которой, по-видимому, примыкала небольшая прихожая.

Пророк установил порядок, согласно которому у супруг он пребывал по очереди равное время — сутки. Исполнив послеполуденную молитву, Посланник Божий собирал жен вместе, чтобы они рассказывали ему о своих делах.

С наступлением ночи удалялся к той, черед которой выпадал на сей день.

«Наилучший из вас тот, кто воистину наилучший для своей семьи, я же наилучший для своей семьи», — говорил Пророк. Женам он помогал в домашних делах, сам чинил обувь, латал одежду и т. д.

Коран наставлял мусульман не входить в покои Посланника Божьего без разрешения, не задерживаться у него дольше положенного, не просить у его жен какую-нибудь утварь, иначе чем через завесу (33:53). Что касается посещения жилищ посторонними, то айат 24: 27 предписывает:

О верующие,

Не входите в дома чужие,

Не спрашивая разрешения

И не приветствуя их обитателей

Для близких и домашних Священное Писание устанавливает:

Невольники-служители ваши и несовершеннолетние

Да попросят у вас разрешения войти в покои ваши

В трех случаях:

До молитвы рассветной,

В пору полуденного отдыха,

После молитвы вечерней —

Это три срока, когда вы можете

Оказаться в неподобающем виде.

<...>

А коли дети ваши достигнут зрелости,

Пусть просят дозволения войти в покои ваши,

Как испрашивают взрослые.

(24: 58–59)

Пророк учил, что истизан, «испрашивание разрешения войти», должен прозвучать троекратно, и если ответа не последует, то надлежит уйти. «Истизан призван встать на пути постороннего взора», — наставлял Посланник Божий. Поэтому не подобает находиться прямо перед входом (в те времена входной проем в жилище подчас не был ничем прикрыт), но слева или справа от него.

Однажды у входа в покои Пророка появился человек и спросил:

— Так я войду?

— Пойди-ка научи его истизану, — обратился Пророк к одному из сидевших у него товарищей. — Надо спросить: «Мир вам, могу я войти?» — наставил тот пришедшего.

«Если за кем-то послали человека, — учил Пророк, — то приглашенному не требуется истизан, раз он прибыл в сопровождении посланца». Вместе с тем вспоминают, как являвшиеся по приглашению Посланника Божьего люди испрашивали разрешения, прежде чем войти.

При истизане подобает представляться по имени. Рассказывают, что как-то один из товарищей Пророка, подойдя к его дому, постучал в дверь. — Кто там? — спросил хозяин. — Я, — отозвался пришедший. — Я, я! — с неодобрением проворчал Посланник Божий.

Желая побыть в одиночестве, он поручал кому-либо из товарищей покараулить у двери, чтобы никто не вошел к нему без истизана.

Умм Саляма, супруга Пророка, вспоминала, как, выходя из дому, он обычно взывал: «Боже, заклинаю Тебя, чтобы я не сбил кого-либо с пути и сам не был сбитым, не отвратил кого-либо и сам не был отвращен, не обидел кого-либо и не был бы обижен, не надерзил кому-либо и мне не надерзили!»

По свидетельству Анаса, Пророк наставлял, чтобы при выходе из дому произносили: «С благословения Божьего; возлагаю на Бога мое упование; нет мощи и силы, кроме как от Всевышнего».

При входе же в дом надлежало сказать: «С благословения Бога вступаем; с благословения Его выходим; на Него, Господа нашего, воистину уповаем».

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика