Двадцатипятилетний Мухаммад женился на курайшитке Хадидже, которая вплоть до своей смерти — на десятом году посланничества — оставалась его единственной супругой. Овдовев, Посланник Божий взял в жены другую курайшитку — Сауду и совершил помолвку с дочерью своего близкого соратника Абу-Бакра — Айшей, которую ввел в дом только на первом году хиджры.
В последующие годы супругами Пророка стали еще восемь женщин: на третьем году хиджры он сочетался браком с Хафсой, на четвертом — с Умм-Салямой и Зайнаб бинт Хузаймой, на пятом — с Зайнаб бинт Джахш, на шестом — с Джувайрийей, на седьмом — с Сафиййей, Маймуной и Умм-Хабибой. Одна из них, Зайнаб бинт Хузайма, скончалась вскоре после свадьбы, так что у Посланника Божьего к моменту его смерти оставалось девять жен.
У него были еще две невольницы-наложницы — Райхана и Мария. Первая досталась Пророку после похода на курайзитов на пятом году хиджры, а вторую он получил в дар на седьмом году — от египетского владыки Мукаукыса.
Жилье для жен Посланника Божьего, возводившееся близ Мечети, было предельно скромным. Покои каждой представляли собой обычную спальную комнату, к которой, по-видимому, примыкала небольшая прихожая.
Пророк установил порядок, согласно которому у супруг он пребывал по очереди равное время — сутки. Исполнив послеполуденную молитву, Посланник Божий собирал жен вместе, чтобы они рассказывали ему о своих делах.
С наступлением ночи удалялся к той, черед которой выпадал на сей день.
«Наилучший из вас тот, кто воистину наилучший для своей семьи, я же наилучший для своей семьи», — говорил Пророк. Женам он помогал в домашних делах, сам чинил обувь, латал одежду и т. д.
Коран наставлял мусульман не входить в покои Посланника Божьего без разрешения, не задерживаться у него дольше положенного, не просить у его жен какую-нибудь утварь, иначе чем через завесу (33:53). Что касается посещения жилищ посторонними, то айат 24: 27 предписывает:
О верующие,
Не входите в дома чужие,
Не спрашивая разрешения
И не приветствуя их обитателей
Для близких и домашних Священное Писание устанавливает:
Невольники-служители ваши и несовершеннолетние
Да попросят у вас разрешения войти в покои ваши
В трех случаях:
До молитвы рассветной,
В пору полуденного отдыха,
После молитвы вечерней —
Это три срока, когда вы можете
Оказаться в неподобающем виде.
<...>
А коли дети ваши достигнут зрелости,
Пусть просят дозволения войти в покои ваши,
Как испрашивают взрослые.
(24: 58–59)
Пророк учил, что истизан, «испрашивание разрешения войти», должен прозвучать троекратно, и если ответа не последует, то надлежит уйти. «Истизан призван встать на пути постороннего взора», — наставлял Посланник Божий. Поэтому не подобает находиться прямо перед входом (в те времена входной проем в жилище подчас не был ничем прикрыт), но слева или справа от него.
Однажды у входа в покои Пророка появился человек и спросил:
— Так я войду?
— Пойди-ка научи его истизану, — обратился Пророк к одному из сидевших у него товарищей. — Надо спросить: «Мир вам, могу я войти?» — наставил тот пришедшего.
«Если за кем-то послали человека, — учил Пророк, — то приглашенному не требуется истизан, раз он прибыл в сопровождении посланца». Вместе с тем вспоминают, как являвшиеся по приглашению Посланника Божьего люди испрашивали разрешения, прежде чем войти.
При истизане подобает представляться по имени. Рассказывают, что как-то один из товарищей Пророка, подойдя к его дому, постучал в дверь. — Кто там? — спросил хозяин. — Я, — отозвался пришедший. — Я, я! — с неодобрением проворчал Посланник Божий.
Желая побыть в одиночестве, он поручал кому-либо из товарищей покараулить у двери, чтобы никто не вошел к нему без истизана.
Умм Саляма, супруга Пророка, вспоминала, как, выходя из дому, он обычно взывал: «Боже, заклинаю Тебя, чтобы я не сбил кого-либо с пути и сам не был сбитым, не отвратил кого-либо и сам не был отвращен, не обидел кого-либо и не был бы обижен, не надерзил кому-либо и мне не надерзили!»
По свидетельству Анаса, Пророк наставлял, чтобы при выходе из дому произносили: «С благословения Божьего; возлагаю на Бога мое упование; нет мощи и силы, кроме как от Всевышнего».
При входе же в дом надлежало сказать: «С благословения Бога вступаем; с благословения Его выходим; на Него, Господа нашего, воистину уповаем».
Информационное агенство IslamNews.Ru
Войти с помощью: