Ватикан: меньше религии, больше политики

В латинской церкви налицо столкновение двух тенденций – традиционно консервативной и «общечеловеческих ценностей». Между двумя Папами Римскими – бывшим Бенедиктом XVI (Йозеф Ратцингер) и нынешним Франциском разгорелась заочная дискуссия об отношении к лицам нетрадиционной сексуальной ориентацией. И если бывший высказался однозначно против содомии, то действующий призвал относиться к ней «терпимее».

Это крайне интересный расклад, который свидетельствует о внутренней борьбе между сторонниками разного видения развития института Папства и церковного государства Ватикан, который, несмотря на свои крошечные размеры, продолжает играть ключевую роль в мировой политике.

По оценкам Ватикана, число католиков в мире составляет около 1 миллиарда 200 миллионов человек. Каждый католик жертвует церкви около 10 долларов в неделю. Таким образом Католическая церковь обладает огромными доходами, ничего не производя и не добывая.

Деньги, добровольно переданные Католической церкви, поступают в банк Ватикана, который официально именуется «Институтом религиозных дел». Это абсолютно непрозрачная структура, которая неподконтрольна никаким институтам, кроме лично Папы Римского, и никогда не раскрывает информацию о своей деятельности и клиентах, что создает ей бесценное конкурентное преимущество.

«Одной молитвой церковь не построишь», – любил повторять управлявший в течение многих лет банком Ватикана архиепископ Пол Марцинкус. Руководствуясь этим принципом банк принимал и принимает вклады от любых клиентов, в том числе и таких, с которыми любой другой «нормальный» банк отказался бы иметь дело. Например, в 1982 году прошлого века в Италии разразился громкий скандал с масонской ложей «Пи-2», в рядах которой состояло множество действующих итальянских политиков и банкиров: оказалось, что огромные вложения в банк Ватикана на протяжении многих лет делали мафиозные кланы. Куда направлялись криминальные деньги, осталось неизвестным, лишь небольшая часть сведений стала достоянием широкой общественности.

Представители ложи – банкиры Микеле Синдона и Роберто Кальви были уличены в контактах с американскими и итальянскими мафиозными кланами, при этом активно сотрудничая с банком Ватикана. После убийства Кальви итальянские журналисты на основании попавших в их руки документов и интервью с сыном покойного утверждали, что банкир угрожал опубликовать секретные документы, раскрывающие незаконные финансовые операции католической церкви, в том числе и о финансировании операций ЦРУ в Латинской Америке. Впрочем, доказательств этому предъявлено не было и все осталось на уровне предположений.

Последний скандал, в котором оказался замешан банк Ваткана произошёл в 2010 году и был связан с обвинениями в отмывании денег. Однако в конце концов и он закончился ничем.

Другой сильной стороной Ватикана является накопленный им в течение многих столетий огромный массив разнообразной информации. Ватикан создал одну из самых эффективных структур – орден иезуитов, неофициальным девизом которого изречение: «Цель оправдывает средства». Членам ордена удавалось проникать в самую сердцевину правящих элит разных стран и добывать необходимую информацию, бороться с теми, кто выступал против Католической церкви, воспитывать в среде аристократии ее сторонников и помощников. Это и есть полноценная спецслужба, работающая в интересах и по приказу Ватикана. Иезуитом является нынешний Папа Франциск.

Таким образом Ватикан как мини-государство, не располагающее вооруженными силами, но контролирующее настроения более миллиарда католиков по всему земному шару и имеющее в своем распоряжении эффективные экономические инструменты, стало одним из влиятельнейших политических сил в мире. Политический проект Ватикана не просто сохранился в течение многих столетий, но продолжает оставаться актуальным.

Ватикан не находится под государственным контролем и активно проводит в жизнь свой политический курс, чем не могут похвастаться руководящие круги других христианских конфессий, зависящие от внутриполитической конъюнктуры.

Сегодня Святой Престол меняет свою повестку, отходя от консервативных позиций и развивая религиозный экуменизм. Показателем этого является смягчение к лицам нетрадиционной сексуальной ориентации, чьи представители усилили свое влияние в политических кругах, прежде всего Запада. Кроме того, ведется диалог с другими христианскими конфессиями, а также иудеями и мусульманами. В 2016 году Папа Франциск заявил, что католики и мусульмане верят в Единого Бога. Это делается для того, чтобы сохранить лидирующие позиции Ватикана в мировой политической повестке.

С другой стороны, курс на религиозный экуменизм и стремление к поддержке от разного рода влиятельных меньшинств все больше отдаляет «Святой престол» от религиозных идеалов, переходя к «искусству возможного» – политике.

В наше время все религиозные конфессии в той или иной степени подвержены влиянию и экуменизма, и религиозного модернизма, призывающего верующих к изменению взглядов на догматы в «духе времени». Напряженные дискуссии на богословские темы ведутся между новаторами и консерваторами.

На этом фоне религиозные лидеры, возглавляющие общины верующих в разных государствах, должны учитывать особенности их внешней и внутренней политики. И здесь ислам с его плюрализмом мнений обладает куда более эффективным внутренним иммунитетом – в отсутствие аналога «Папы Римского» никто не может навязать мусульманам одну единственную точку зрения, которая впоследствии вполне может оказаться ошибочной и деструктивной. Яркий пример тому – инквизиция и преследование ученых, которыми в прошлом печально прославилась Католическая церковь, и за что ей пришлось каяться и извиняться. В случае с исламом такая ситуация попросту невозможна.

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Амина 22 Мая 2020г.
Ответить

Хорошие, глубокие статьи пишет данный автор. Никакой желтизны, никаких базарных лозунгов - всё по делу.

Яндекс.Метрика