Тюрки и мусульмане как сооснователи Венгрии

Многие удивляются тому, что Венгрия занимает особую позицию по многим вопросам политической и экономической жизни современной Европы. Сами венгры объясняют это своим происхождением от степных кочевников, которое и определило их непохожесть на других европейцев.

Согласно сочинению «Об управлении империей», принадлежащему перу византийского императора Константина Багрянородного, и древнерусской «Повести временных лет» венгры пришли «с востока», то есть из Великой степи.

«Пришедше [угри] от востока ...и почаша воевати на живущая ту волохи и словени... и поплениша землю Фрачьску и Макидоньску доже и до Селуня... И начаша воевати на мораву и на чехи». То есть венгры напали на представителей романских народов и славян, живших в предгорьях Балкан, а затем перенаправили свое движение на европейскую равнину. Это случилось в конце IX века. Стоит отметить, что легендарный предводитель венгров Арпад выводил свое происхождение от легендарного вождя гуннов Атиллы. Это имя до сих пор популярно в Венгрии.

Константин в своей работе называет венгров «тюрками», указывая на их происхождение, и перечисляет названия племен, составивших племенной союз, который и считается основой создания исторической Венгрии в Европе. Среди них фигурирует и племя кавары. Как следует из труда Константина, они являлись хазарами, на землях которых венгры долго проживали. Кавары были вынуждены покинуть территорию Хазарии после того, как там в качестве государственной религии был принят иудаизм. Их назвали «Хорезмийцами».

Арабский путешественник аль-Гарнати, посетивший в 1130-1135 годах территории Кавказа, Поволжья, Руси и восточной Европы, в своем сочинении «Подарок умам и выборка из чудес» помимо прочего, сообщает о поездке в Венгрию, где кочевники-тюрки, в значительной части исламизированные, составляют важную часть войска венгерских королей. Аль-Гарнати, который славился своими познаниями в мусульманском праве, выступил в роли просветителя мусульман-кочевников, оставив после себя несколько учеников. Он удостоился аудиенции у короля и выполнял его поручения на обратном пути в Саксин.

О том, что часть хазар была мусульманами свидетельствуют и другие арабские историки – аль-Куфа, ибн аль-Асир.

Еще одна волна мусульман в Венгрию связана с народом печенегов, появившихся там в 11-12 веках. В дальнейшем под влиянием католического духовенства венгерские короли принимали антимусульманские законы, которые либо ограничивали последователей ислама в исповедании их религии, либо вовсе запрещали ее. После 12 века следы мусульман в Венгрии теряются.

Мусульманское население, по предположению некоторых историков, ассимилировались. Часть мусульман, могла вместе с печенегами, принять участие в формировании этноса гагаузов, а часть – уйти обратно в степи северного Причерноморья и слиться с другими тюркскими племенами, например, половцами.

В любом случае, история повсеместно преподносит своим исследователям массу сюрпризов при ее внимательном и не ангажированном изучении, а наличие тюрков и мусульман в числе основателей Венгрии дает нынешним властям страны дополнительный политический козырь, который при необходимости используется для обозначения своей «самобытной истории и особого места в Европе».

Автор: Хасан Насретдинов

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика