Религиозное наследие сохраняет мир в неспокойное время

Проблема сохранения древних памятников религиозной культуры стала одной из основных тем Форума к 50-летию Конвенции об охране всемирного культурного и природного наследия. Пожалуй, сегодня, когда во всём мире все больше внимания уделяется религиозной составляющей жизни каждого человека, этот вопрос встаёт крайне остро – особенно когда определённые силы пытаются навязать молодёжи неактуальность традиционных духовно-нравственных ценностей. Именно тема религиозного насленидя легла в основу Международной конференции, в которой приняли участие духовные лидеры традиционных религий, представители научных сообществ России и зарубежных стран, исследователи и исламоведы.

«Память – уникальная способность, дарованная по милости Аллаха»

Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин отметил, что память – одна из уникальных способностей человека, дарованных по милости Аллаха, чтобы человек помнил о происхождении, строил своё будущее. И каждый раз, по словам татарстанского муфтия, каждый раз, когда человечество забывало о прошлом и смысле существования, Всевышний отправлял пророков. Так, Ибрагим (мир ему) был величайшим проповедником единобожия и восстановил древнейший храм на земле – Каабу, то есть по сути стал реставратором Каабы. Одним из её реставраторов был и пророк Мухаммад (мир ему).

«Современное общество живёт в эпоху последнего времени. В качестве напоминание о вере в Единственного Создателя у нас остались Коран и другие священные писания, Кааба и множество древних религиозных храмов. Одновременно с этим сохранение вечных ценностей, сохранение религиозных памятников – фактор самопознания целых народов, очевидные свидетельства духовной культуры», – пояснил Самигуллин.

Камиль Самигуллин

Если говорить о Татарстане, то в Список всемирного наследия ЮНЕСКО попали сразу 2 памятника татаро-мусульманской культуры – Казанский Кремль и Болгарский историко-археологический комплекс. Это говорит о том, что воссоздание архитектурных памятников вызывает большой интерес к истории ислама в России, а среди мусульман – рост религиозного самосознания, желание приобщиться к исламской культуре своих предков, патриотические чувства и благодарность руководству. Таким образом, исторический памятники с религиозной составляющей отражают дух страны, в которой расположены, раскрывают для всего политического мира поликонфесиональную культуру России, которая давно уже стала Родиной для многочисленных народов разного вероисповедания. И всё это, подчеркнул Камиль Самигуллин, не мёртвые памятники, а живые свидетельства многообразия страны, ставшие местом притяжения для мусульман со всей России.

Как мечети и минареты стали безмолвными свидетелями распространения ислама

Директор Международного Института Центральноазиатских исследований Дмитрий Воякин поделился с коллегами результатами исследования религиозных памятников на территории Республики Казахстан. Между прочим, городище Кайлык в 2014 году было включено в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Это место по праву считается специалистами образчиком толерантности, поскольку на территории городища были найдены сооружения различных культур и религий, в частности пятничная мечеть, буддийский и манихейский храмы. Найденный археологами мавзолей признан уникальным образцом исламского искусства. К сожалению, от него сохранилось лишь украшение фасадных частей, выполненных резной терракотой, и банный комплекс. Всё это говорит нам о существования мастеров и учителей, которые создавали такие образцы уникальных архитектурных шедевров по всей Евразии.

«Немалый интерес для исследователей и историков представляет городище Орнек, на территории которого построена одна из самых первых мечетей Казахстана, относящаяся к XII-XIII векам», – добавил Воякин.

Если же отправиться в Тараз, то можно обнаружить, что здесь есть большой пласт, связанный с христианством и относящийся к XI-XII векам. Детальные исследования специалистами позволили экспертам соприкоснуться с монашеским некрополем.

Дмитрий Воякин

«В ходе раскопок были обнаружены руины средневековых бань, которые получили широкое распространение с приходом на здешние территории ислама; первые медресе (речь идёт об XI-XII веках), которые представляли собой частично разрушенное огромное сооружение; расположенная в центре города церковь, которая обратилась в мечеть. Ещё один интересный памятник той культуры – средневековые караван-сараи, которые также связываются с появлением и укреплением в этом регионе ислама. Именно здесь останавливались хаджии на пути в Мекку», – отметил эксперт.

Есть на территории Казахстана и Отрарский оазис, который столкнулся с армией Чингизхана первым и уже более 100 лет исследуется археологами. На сегодняшний день там уже раскопали несколько мечетей, относящихся к эпохе правления Тамерлана (XIV-XV вв.).

Огромное внимание не только специалистов, но и туристов со всего мира вызывает мавзолей Ходжа Ахмеда Яссави в Туркестане, первый объект Казахстана, включенный в Список всемирного наследия ЮНЕСКО.

Современное мусульманское сообщество России – сложное многогранное явление

Ректор РИИ и КИУ, председатель Совета по исламскому образованию Рафик Мухаметшин напомнил собравшимся, что богословское наследие российских мусульман имеет многовековую историю. Так почему изучение этого наследия актуально и важно сегодня? Современное мусульманское сообщество России представляет собой сложное многогранное явление, в котором усматриваются внутренние богословские различия. По мнению Мухаметшина, не совсем верно говорить об исламском возрождении, когда речь заходит о 90-ых годах. Здесь более правильно использовать термин «реисламизация», т.е. возвращение в общественно-политическую жизнь. Полноценное же возрождение невозможно без объективного осмысления, использования богословского наследия народов России, уверен спикер.

Рафик Мухаметшин

«Молодёжь, которая ищет современные идеи, хочет преодолеть узкомечетские рамки, расширить границы собственного исламского сознания в контексте глобализационных процессов. Молодёжь пытается выйти на международный уровень, возлагая большие надежды на зарубежные авторитеты. В результате, будучи оторванными от богословских традиций, они сами становятся носителями и проводниками иных, нехарактерных для российских мусульман, традиций. Такой подход в своей основе говорит об освобождении от устаревших трактовок, возвращении к основам ислама. Однако на выходе мы получаем группу людей, не имеющих признаков национальной идентичности, убеждающих в правильности того ислама, который формировался далеко за пределами российского мусульманского общества», – пояснил Рафик Мухаметшин.

Возрождение, помимо общебогословских правовых ориентиров, должно опираться на духовный, интеллектуальный, общественный опыт российского богословского наследия, делать его привлекательным. Сегодня важно показать, что это богатейшее наследие получило признание и в мировом мусульманском сообществе. Мухаметшин уверен, что богословское наследие нужно изучать не только как источник, но чтобы это наследие работало на возрождение традиционных духовных ценностей российских мусульман.

Культурное наследие – важный фактор общественного развития

Начальник Центра межрелигиозного диалога Болгарской исламской академии Эльмира Садыкова отметила, что именно культурное наследие по праву является одним из важнейших факторов общественного развития. Неудивительно, что этот год в России – Год культурного наследия народов, что говорит о большом внимании и большой роли этой составляющей в жизни общества. Это касается популяризации истории и культуры народов, сохранения преемственности народов и этнических обществ.

«Потенциал культурного наследия нашего государства основан во многом на православной культуре, которая определила самобытность России в мировом сообществе. Однако 922 год также имеет особое значение для нашей страны. Принятие ислама 1100 лет назад народами Волжской Булгарии стало не только опорой нового религиозного уклада татар, но и основой для становления российской истории как единого цивилизационного целого», – отметила Садыкова.

Эльмира Садыкова

Говоря о важности религиозного образования, она отметила необходимость переосмысления образовательных и учебных программ с целью усиления культурной составляющей. По словам Садыковой, цель религиозного образования – освоение знаний об определённой религиозной традиции и культуре для удовлетворения потребностей духовно-нравственного просвещения личности, потребностей религиозных служителей и работников, потребностей общества и государства в сохранении и развитии российской культуры, культурных традиций и особенностей народов Российской Федерации.

«Каждый народ проходит свой исторический путь, в результате которого формируются духовно-нравственные ценности, материальные воплощения, реализованные через искусство, музыку, ремёсла, обряды, семейный быт и поведение в целом. Воспитательный потенциал культурного наследия даёт понимание исторической обусловленности смены этических правил и норм поведения в обществе», – подытожила Эльмира Садыкова.

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика