Присуще ли шариату свойство неизменности?

Для того, чтобы понять, что такое шариат, необходимо правильно ответить на вышеприведенный вопрос. Концепция шариата вовсе не неизменна в тех случаях, когда этот термин используется в неком общем значении, в котором его обычно применяют различные исламские движения, а также правительства ряда стран, которые пытались (или пытаются) «внедрить» некоторые его аспекты в свою правовую систему. Однако, как правило, притязания на противоположное мнение весьма категоричны. Относительно тенденции мусульманских правоведов сводить шариат исключительно к Корану и Сунне (хадисам) один из ученых утверждал:

Имеется весьма значительное количество аятов Корана и хадисов Пророка, доказывающих то, что оба вышеупомянутых источника ислама являются универсальными, вечными, совершенными и неизменными….. Священный Коран и Сунна обеспечивают универсальное, вечное и неизменное божественное руководство для всего человечества. Они перекрывают географические границы, а также религиозные, расовые и региональные отличия. [1]

В противоположность этому, одним из ведущих теологов двадцатого века, Маудуди, считал, что религия (дин - ислам в своем изначальном смысле – как полное подчинение Богу – Творцу) является неизменной, каковой она и была на протяжении всей истории человечества. Однако шариат не неизменен, поскольку разные пророки – Моисей, Иисус и Мухаммад – приносили с собой различные законодательные системы:

Шариат означает определенный уклад или путь. Когда ты признал Бога своим Господином и принял на себя служение Ему, а также когда удостоверился в том, что Его Послание – это непосредственный и зримый правитель, авторитет которого восходит к Господу, и что книга была ниспослана Богом, – в этом случае ты вступил в чертоги религии (дин) … После этого, тот уклад, согласно которому ты служишь Господу и тот путь, по которому ты следуешь для того, чтобы осуществить свое служение, и есть шариат. Этот уклад и путь был указан Господом через Его Посланника. Он один научил нас способу поклонения Властелину и направил на путь, на котором можно очиститься и омыться. Посланник показал нам дорогу истины и благочестия, он указал нам способ, благодаря которому можно отделить правду от лжи, благодаря ему мы знаем как взаимодействовать и обращаться с нашими братьями – человеческими существами, он предопределил уклад всей нашей жизни. Однако различие между религией и шариатом заключается в том, что религия всегда была и до сих пор является одной и той же, в то время как существовало множество шариатов, многие были отменены, некоторые трансформировались, однако все эти перемены не поменяли саму религию (дин). Религия Ноя была той же самой что и религия Авраама, Моисея, Иисуса, Шуайба, Салиха, Худа и Мухаммада (да будет над ними всеми мир), однако шариаты всех этих пророков несколько отличались друг от друга. Способ произнесения молитв и соблюдения поста были одними у одного пророка, и другими у следующего. Предписания относительно разрешенного (халал) и запретного (харам), правила ритуальной чистоты, правила женитьбы, развода и наследования несколько отличались от одного шариата к другому. Несмотря на это, все они были мусульманами – и те, кто следовал за Ноем, и те, кто шел за Авраамом, Иисусом или Моисеем, и мы – мусульмане также, поскольку религия (дин) – одна и та же для всех. Это показывает, что религия (дин) не подвержена изменениям, в отличие от предписаний шариата. Религия остается прежней, несмотря на то, что способы следования ей различны.

Вышеприведенное мнение соответствует тому, что содержится в Коране:

Он узаконил для вас в религии (дин) то, что завещал Нуху, что открыли Мы тебе и что завещали Ибрахиму, и Мусе, и Исе: "Следуйте религии и не разделяйтесь в ней!" (42:13)

Таким образом, совершенно очевидно, что утверждения о неизменности и вечности шариата являются пустыми, необдуманными, необоснованными и крайне недобросовестными. И это подтверждается всем ходом исторического развития шариата, который с течением времени сформировался как жесткий корпус теологических догматов и правовых норм:

К десятому веку главный этап развития исламского права подошел к концу. Мусульманские правоведы пришли к общему консенсусу (иджма‘) о том, что мусульманское право, относительно исламского образа жизни уже было в достаточной мере очерчено в своих главных принципах, и сохранено в правилах, запечатленных в книгах по юриспруденции и рукописях по праву, написанных в идеологических рамках сформировавшихся, к тому времени, юридических школ. Данная позиция убедила многих в том, что индивидуальное, независимое суждение (иджтихад) в отношении законов больше не нужно и даже нежелательно. Вместо этого мусульмане должны были просто следовать или воспроизводить (таклид) Божий закон в том виде, в котором он был выработан ранними правоведами. Факихи с тех пор больше не должны были искать новых решений или создавать новые правила и кодексы. Вместо этого их обязанностью стало изучение прежних правовых текстов и написание на них своих комментариев. Исламское право, доселе представлявшее собой, по большей части, процесс динамичного законотворчества, стал теперь делом, строго фиксированным заданными рамками. В то время как ряд ученых, например Ибн Таймийа (ум. 1328) или ас-Суйути (ум. 1505) пытались с этим бороться, большинство факихов стали придерживаться традиционной точки зрения, запрещающей, по сути, новаторство в области законопроизводства. Данный период в истории мусульманского правоведения обычно называют “закрытием дверей иджтихада”. Убеждение в том, что правовые школы в исламе окончательно привели к трансформации шариата в правовую основу для общества, усилило священный характер традиции; любые изменения или новации стали рассматриваться как порицаемое нововведение (бид‘а), уводящее от установленных священных норм. Обвинение в нововведении (бид‘а) в исламе сравнимо с обвинением в ереси в христианской традиции. [2]

В то время как многие традиционалисты возносили шариат на пьедестал святости, и соответственно, считали его неизменным, некоторые мусульманские правоведы, напротив, признавали, что значительная часть шариата подвержена изменениям, а нормы должны обязательно учитывать обстоятельства и конкретную ситуацию, в соответствии с принципом «Правила меняются в соответствии с местом и временем». [3] Некоторые правоведы и ученые, параллельно следовавшие практике все более упрочивающегося таклида, также высоко чтили и традицию самостоятельного выведения суждений из Корана и Сунны (иджтихад), что позволяло, в определенной степени, сохранять жизнеспособность современных для них законов и норм. Многие исламские правоведы, которые в наши дни сталкиваются с вызовами современности, прилагают большие усилия для преодоления разрыва между правовой теорией и реальностью, тем самым успешно опровергая представления о неизменности шариата. Способность исламского права к изменениям – это его отличительная черта, присущая ему даже во времена сподвижников Пророка. Таким образом, на уровне детализации, относящейся к правоприменительной практике, Сунна совершенно противоположна любой неизменности. Ибн Кайим ал-Джаузийа (ум.1350) делится с нами по данному вопросу весьма яркими образами:

Умерла одна женщина, после которой остались: муж, ее мать, двое родных братьев и двое двоюродных братьев со стороны ее отца. Омар ибн ал-Хаттаб вынес решение о распределении трети ее наследства поровну между ее как родными, так и двоюродными братьями[4]. Мужчина сказал ему [Омару] «ты не поступал так в прежние времена». Омар ответил: «то решение было вынесено в соответствии с тем, что было тогда, а данное решение вынесено в соответствии с тем, что мы имеем сейчас». [5]

Таким образом, было бы ошибочным рассматривать выведенные на основе религиозных источников законы, неизменными и застывшими навечно:

Миссия Пророка вовсе не заключалась в установлении для людей неизменных моделей поведения, которые не зависели бы ни от времени, ни от меняющихся обстоятельств. С другой стороны, Пророк смог обеспечить своих сподвижников общим пониманием и руководством, которые позволяли им выстраивать поведенческие структуры и совершать действия в соответствии с постоянно меняющимися условиями жизни. И мы можем наблюдать эту гибкость на примере поведения сподвижников Пророка. Они совершали одни поступки в Египте, другие в Сирии, и совершенно иные в Ираке. [6]


Мухаммад Омар Фарук , руководитель Центра исламских финансов, Институт Банковского дела и финансов Бахрейна

[1]Guraya, 1993, pp. 2,9.


[2]Esposito, 2005, p.84. Год смерти в данной цитате приведен в соответствии с Григорианским летоисчислением.

[3] На арабском данный постулат звучит так: «Тагайур ал-ахкам би тагайур аз-заман уа ал-макан», «Основные особенности исламского права: мнения и заблуждения», в журнале Arab Law Quarterly № 15 (2), 2000. – Сс. 168-196б цитата из книги Ибн Кайима ал-Джаузийи И‘лам ал-мувакки‘ин ‘ан рабб ал-‘аламин (Бейрут: ал-Мактаба ал ‘асриййаа, 1987), том 3, сс. 14-70.

[4] Согласно нормам распределения наследства родные и двоюродные братья имеют разные права на долю в наследстве. (Прим. перев.)

[5] Тамже: с. 194, цитата из вышеприведенной книги Ибн Кайим ал-Джаузийи, том 1, сс. 110-111.

[6]Guraya, 1993, p.58. Знаменательно, что представления о неизменности шариата стали настолько распространенными, что даже Мухаммад Йусуф Гурайа несколько противоречит сам себе в другом фрагменте своей книги, где он пишет: “Священный Коран и Сунна Пророка обеспечивают универсальное, вечное и неизменное божественное руководство для всех стран мира”, (с. 9).

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

странник 21 Июля 2023г.
Ответить

===Религия Ноя была той же самой что и религия Авраама, Моисея, Иисуса, Шуайба, Салиха, Худа и Мухаммада (да будет над ними всеми мир), однако шариаты всех этих пророков несколько отличались друг от друга.===В этом заявлении вижу прямое противоречие.

Яндекс.Метрика