Цифровизация системы халяль может начаться с России

Руководитель Роскачества Максим Протасов

Руководитель Роскачества Максим Протасов

Теги:

0
17 Мая (09 Зу-ль-када)

Сегодня понятие халяль давно уже вышло за пределы обозначения дозволенности продуктов питания. Это полноценная экосистема, которая включает в себя все те сферы жизни, которые затрагивают жизнь человека. Одновременно с этим растёт потребность населения в существовании онлайн-сервиса, который позволит в режиме реального времени отслеживать наличие халяльных заведения питания и отдыха, а также планировать свой маршрут, исходя из религиозных предпочтений. И такой сервис презентовали в рамках проходящего в эти дни в Казани Международного экономического форума «Россия – Исламский мир: KazanForum».

В ходе презентации сервиса «Muslim friendly» руководитель Роскачества Максим Протасов подчеркнул, что основная доля туристов в России – мусульмане. Поэтому существует потребность в создании такого маршрута, где были бы на карте обозначены заведения, отели, рестораны, которые удовлетворяют религиозным требованиям. 

«Для правительства страны эта задача очевидна, поэтому Национальным центром компетенций в области халяль, который был создан два года назад на базе Роскачества, было поручено развивать и эту систему тоже. Этот процесс идёт постепенно, но структурно и системно», – поделился Протасов.

Стоит отметить, что Центр компетенций в течение долгого времени содействует разработке стандартов, создает федеральную сеть офисов по сертификации аккредитованного органа, учит специалистов на предприятиях, занимается мониторингом качества, просвещением потребителей и содействует разработке национальных стандартов халяль.

Одновременно с этим действует в системе Роскачества действует Центр компетенций в сфере туризма, который занимается совершенствованием управления туристической отраслью, помощью в реализации госпрограмм и нацпроектов, оценкой и продвижением качественных продуктов, классификацией и сертификацией объектов индустрии, рейтингованием туруслуг, просвещением и защитой прав потребителя, а также обучением персонала. Он присуждает отелям и гостиницам звезд от Роскачества. Все больше гостиниц получают консультационный сервис и проходят сертификацию в этом центре компетенций, который называется «Роскачество – туризм». Совместно центр Роскачества «Халяль» и центр Роскачества «Туризм» запустили систему сертификации индустрии гостеприимства в России на требования халяль. Он присуждает отелям и гостиницам звезд от Роскачества.

Также спикер ознакомил коллег с результатами опроса, которые позволили сформулировать наиболее важные для мусульман критерии выбора гостиничного комплекса. Среди этих факторов – халяль питание, сервис ифтар/сухур в Рамадан, наличие определителя направления Киблы в номерах, отдельный женский спортзал, наличие семейного сервиса, отдельные СПА для женщин, наличие гигиенических принадлежностей для омовения в номере.

Что же касается стандартов в сфере гостеприимства, то базовым является стандарт «Туристические услуги халяль: общие требования» (SMIIC). По сути, на базе этого стандарта, своеобразным его переводом, призван стать российский стандарт, который должен появиться уже в этом году. Однако уже сегодня проходит аккредитация согласно этому стандарту. Так, среди объектов, получивших сертификат, – отель «РозуХутор», Росконгресс, Казань Экспо, ресторан Zaman и другие организации. К слову, в этот стандарт заложены требования к наполнению номеров, питанию гостей, используемым моющим средствам, возможностям совершения молитвы, уровню знания персоналом норм исламской этики.

«В феврале этого года „Роскачество – Халяль“ подписало соглашение с Комитетом по стандарту „Халяль“ Духовного управления мусульман Татарстана, что стало хорошим толчком для совместной работы над проектом Muslim Friendly. Состоялся запуск программы повышения квалификации „Гостеприимство по стандартам халяль“, что позволит получить соответствующие базовые знания и возможность соответствовать предъявленным требованиям. Совместно с Российским исламским институтом мы разработали и уже внедрили линейку семинаров и обучающих курсов, которые включают теоретическую (изучение нормативных стандартов и документов), практическую (ознакомление с опытом внедрения стандартов в работу гостиниц) экспертную (разбор кейсов) части. Уверен, эта система станет федеральной, поскольку при её разработке мы опирались на опыт коллег из более, чем 30 стран мира», – поделился глава Роскачества.

В свою очередь муфтий Кемеровской области Тагир Бикчантаев напомнил собравшимся о том времени, когда понятие «халяль» относилось преимущественно к продуктам питания, а халяльный товар был штучным. Однако за это время халяль индустрия шагнула далеко вперёд, как и увеличилось количество людей, желающих вести халяльный образ жизни. Как результат возникла необходимость в существовании единой общероссийской структуре, которой можно было бы доверять. Отрадно, отметил Бикчантаев, что здесь государство взяло на себя рычаги правления в сфере стандартизации и объединении, чтобы на доверительных условиях, честно, искренне создать такую инфраструктуру.

Генеральный секретарь SMIIC Ихсан Овют поделился опытом Турции, а также рассказал о введенных категориях для определения, является ли продукт/услуга халяльными.

«Туризм – довольно популярный, развитый сектор. Этот вопрос надо обсуждать на уровне ОИС, может, даже на уровне профильных министерств. Мы должны принять наши стандарты как руководство к действию, т.е. если мы говорим о сфере путешествий, то все объекты должны соответствовать нашим стандартам и требованиям. Для этого необходимо создать специальный комитет, который будет отвечать за это сотрудничество, поработать над терминологией, над наполнением термина „muslim friendly“, сформулировать предъявляемые требования. При этом важно понимать, что стандарты должны быть едиными для всех стран. В Малайзии есть опыт подобной работы», – отметил Ихсан Овют.

В свою очередь эти стандарты можно и нужно пересматривать, дополнять, изменять. Это не должно быть священным документом, являющимся неприкасаемым. Перед специалистами в этой сфере, уверен эксперт, должно стоять желание помочь отрасли, производителям, поставщикам организовать сертификацию, сделать так, чтобы люди могли спокойно работать.

Муфтий Кемеровской области Тагир Бикчантаев, заместитель генерального секретаря совета улемов Индонезии по фетвам Ахмад Фахрур и председатель правления Корпорации развития халяль Малайзии Хатрул Азван Харун

О том, как развита халяль индустрия в Малайзии рассказал Хаирул Азван Харун, председатель правления Корпорации развития халяль страны. На сегодняшний день, стоит отметить, Малайзия продолжает быть мировым лидером халяльной экономики, а сервисы muslim friendly существуют здесь уже многие годы. Именно сюда многие маркетплейсы приезжают, чтобы перенять богатый опыт.

«Сейчас у нас принят план развития халяль индустрии до 2030 года. К этому времени мы должны достичь уровня ВВП более 10% против 5% сегодня», – отметил Хаирул Азван Харун.

Халяльный образ жизни настолько популярен в Малайзии, что этими сервисами пользуются не только мусульмане. Однако интеграция muslim friendly, уверен господин Харун, в малайскую модель обуславливается сложностями, поскольку есть определённые стандарты, укрепленные в законодательстве. А вот создание единой цифровой  платформы, которая позволила бы работать с потребителями, которые ищут сертифицированных халяльные товары и услуги, – отличное решение. При этом, отмечает спикер, Россия и ОИС в тесном сотрудничестве должны продвигать цифровизацию, применять новые технологии. Только это позволит развить настоящие единые стандарты соответствия халяль.

В завершении дискуссии заместитель генерального директора «Кавказ.РФ» Рустам Тапаев отметил, что термин халяль – один из немногих, который изначально вызывает у туристов уважение и доверие. И тут  уже на плечах тех, кто работает на местах, лежит задача оправдать это доверие.

 

Автор: Ильмира Гафиятуллина

Комментарии () Версия для печати

Добавить комментарий

Яндекс.Метрика